Порт, аэропорт, завод. Сабетта – как центр арктического притяжения
Еще одно значимое событие этой недели – выездное заседание Госкомиссии по вопросам развития Арктики, которое прошло в Сабетте под председательством Дмитрия Рогозина. На нем говорили, в том числе, о перспективах создания ямальской опорной зоны. В прошлом году 72 процента инвестиций в российской Арктике было сделано в ямальские проекты. Их общая сумма – больше триллиона рублей.
Ямал встречает госкомиссию обильным снегом. Несколько минут назад светило солнце. Привычная в этих широтах июньская погода. Сабетта не зря выбрана площадкой для стратегических арктических решений. В рекордные сроки уже стала российским центром по производству сжиженного газа. «Мы инвестрешение приняли в конце 2013 года, и приняли план и бюджет. И вот идем и в рамках бюджета, и согласно плану. В первую очередь, мы должны запускать проект в конце этого года и на полную мощность проект выйдет в 2017 году», - сказал Леонид Михельсон, председатель правления ПАО «НОВАТЭК».
Завод даст стране 16,5 миллионов тонн сжиженного газа в год. Он, как конструктор, собирается из модулей. Население поселка возросло с 9 человек до 31 тысячи. Появился международный аэропорт и один из крупнейших морских портов в российской Арктике.
В ближайшее десятилетие морской порт Сабетта станет крупнейшим грузовым хабом в Арктике. А ямальские проекты наполнят Северный морской путь - только за счет строительства завода Ямал-СПГ за последние 5 лет грузопоток уже увеличился вдвое.
Грузопоток по Севморпути можно довести до 70 миллионов тонн в год – и это только за счет Ямала - двух заводов СПГ (второй будет строиться на Гыдане) - и транспортировке нефти с ближайших месторождений. А строительство железной дороги до Сабетты даст возможность многим предприятиям Урала выйти на новые рынки. «Северный морской путь, который должен работать не день ото дня, а всегда круглогодично и всесезонно, и не только по маршруту от Сабетты на Запад. Это самый простой с точки зрения ледовой проводки проход, но и сложный проход на Восток, где у нас основные потребители СПГ - Юго-Восточная Азия. Все это надо увидеть в системе, в комплексе, рассчитать по этапам, рассчитать деньги, не допускать дублирования каких-то функций, и вот тогда это будет государственное отношение к себе, к стране и, конечно, к уникальным запасам Арктики», - говорит Дмитрий Рогозин, заместитель председателя Правительства РФ, председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики.
А сжиженный газ Ямала можно не только экспортировать, но и широко использовать внутри страны. Вице-премьер предложил сделать его основным топливом для судов и в машиностроении. Все нужно увязать в единый механизм: производство, навигацию, транспорт – наземный и морской, безопасность, социальные гарантии людям, науку и даже связь. Мобильные операторы в Сабетту зашли, но вот с интернетом все сложно. «Один из вопросов, который мы рассматриваем - это перспективное создание специальной группировки спутников, которые будут работать на так называемых высоких эллиптических орбитах и обеспечивать надежную связь здесь на севере России. Это важно для таких масштабных инфраструктурных проектов - потребует запуска трех отдельных спутников. Считаем, что это перспективное направление, и Российская Федерация обязательно должна его реализовать. Наше министерство выступает за реализацию этого проекта», - рассказывает Николай Никифоров, Министр связи и массовых коммуникаций РФ.
В Арктику нужно заходить по-умному и не на время, а навсегда. Нужно увязать интересы энергетиков, транспортников и промышленников, резюмируют на совещании президиума Госсовета. Концепцию госпрограммы по развитию опорных зон в Арктике представят Президенту. Всего их будет 8. Ямал среди них. Вероятно, займет ключевую позицию.