По воздуху, земле и воде. На Колыме завершается Северный завоз
Северный завоз в Арктике - это не только сложная транспортная операция: по земле, воздуху и воде. Это еще и жизненно необходимые грузы: топливо, продукты питания, медикаменты для отдаленных районов севера. Чтобы жить, а не выживать зимой, летом необходимо приложить максимум усилий и успеть довезти все необходимое.
В сельской дизельной электростанции построена теплица. В этом году здесь впервые получат собственный урожай огурцов и помидоров. Обеспечить овощами обещают всех жителей небольшого села Тахтоямск. Растениевод по совместительству Анатолий Бобенко говорит, что и сам не ожидал, что урожай будет настолько внушительным. «Разговариваю с помидорами, с томатом, и больше ничего. Любить землю надо», - улыбается Анатолий Бобенко, сотрудник дизельной электростанции с. Тахтоямск.
Кроме овощей в Тахтоямске имеются огромные запасы лосося. Здесь нерестовая река, работают промысловые бригады. Все, кроме рыбы, огурцов и помидоров на зиму нужно завести. Село Тахтоямск - это всего около трехсот жителей. Оно отрезано от остального мира. Автомобильных дорог сюда нет, поэтому все грузы завозят по воздуху, а чаще - морем.
Главный груз - это, конечно, топливо. На зиму нужно больше шестисот тонн мазута. Небольшие его запасы остались с прошлого года. Но большую часть доставляют именно в этот период. На местной котельной к началу отопительного сезона готовились ответственно. «Насосы перебирали, котлы смотрели, чистили. Резервный дизель подготовили на случай, если свет отключат. Все покрасили и подготовили», - рапортует Дмитрий Резник, бригадир котельной с. Тахтоямск.
Зимние запасы в отдаленные поселки Колымы везут по сложному маршруту. Они преодолевают тысячи километров. Северный завоз в Магаданской области начинается в Приморье. Все грузы: продукты, технику лекарства и, конечно, топливо везут отсюда. Еженедельно из Владивостокского порта выходит несколько судов и отправляется на Колыму.
Дорога до магаданского порта занимает несколько дней. Это если погода хорошая, шторм может задержать перевозчика на неделю. Еще пару дней уходит на разгрузку в морском порту Магадана. Затем к процессу подключаются небольшие катера и плашкоуты. То, что завезут растянуть нужно до мая. В это время начнется летняя навигация. Поэтому сельские магазины заказывают в основном продукты с большим сроком годности. «У нас годовой запас сейчас завозится. Крупы, мука, масло растительное, банки консервные», - рассказывает Марина Шахурдина, продавец.
В этом году, как констатируют в правительстве Колымы, Северный завоз идет по установленному графику. В Магадан доставили уже около 150 тысяч тонн твердого топлива - это больше половины от того, что требуется. Летнюю навигацию на Колыме завершат в начале ноября.