На Ямале хотят создать арктический научно-инновационный комплекс
О новом витке развития Арктики, в частности её научного потенциала – на этой неделе крепко задумались у нас на Ямале. В Салехарде два дня работала соответствующая конференция с инновационным уклоном.
Но вот парадокс, деньги регион даёт на развитие науки немалые - только на первые три года – более двух с половиной миллиардов рублей. А вот прорыва научной мысли нет, есть только какой-то ледниковый пессимизм и масштабы далеки от государственных. Ветряки и пеленки из сфагнума – не вариант для серьёзного производства и великих арктических открытий. Есть, конечно, и проекты: научный центр на острове Белый, в планах такие же модули-мысли на полуострове Гыдан и в районе будущего порта Сабетта. Но нужны прорывные мегапроекты в области изучения высоких широт.
Арктических наработок у российских ученых сегодня предостаточно. Но без их должного финансирования и тем более без их внедрения – грош цена этим наработкам и исследованиям. «Нас заставляют публиковать новейшие результаты. Мы публикуем – с удовольствием за рубежом берут – и работают не на нас. А мы у них покупаем продукт. А наш бизнес говорит: о, нам выгоднее купить там, чем вот давать тут десять лет деньги на разработку, когда это получим и так далее. Но сейчас, кажется, в связи с санкциями, это немножко меняется. Поэтому тут санкции работают на нас!», - сказал академик российской академии наук Владимир Мельников.
Никуда не денешься - арктические проекты и научные разработки приходится подстраивать под нынешние экономические и политические реалии. Стоит ли стране, обладающей самым мощным ледокольным флотом и самыми большими арктическими территориями в мире, бояться вызовов сегодняшнего дня? Бояться, может, и не стоит, но отвечать на них придется. «Будем надеяться, что достаточно быстро нам удастся наладить производство необходимого оборудования не только для геофизики и бурения, но и для различных других отраслей, поскольку в советское время мы себя полностью обеспечивали оборудованием. И в принципе, конечно, остались технологии, остались еще предприятия, которые можно было бы активизировать и начать производство такого оборудования», - говорит член-корреспондент российской академии наук Василий Богоявленский.
На научной конференции в Салехарде представлена новая концепция развития арктической науки. Что ж, географическое положение, природно-ресурсный и промышленный потенциал, бюджетная обеспеченность, развивающаяся транспортная инфраструктура, культурно-историческое наследие позволяют Ямалу претендовать на лидерство в Арктической зоне Российской Федерации. И поэтому предложение о создании на Ямале арктического научно-инновационного комплекса было встречено оптимистично. «На самом деле наука давно ждала этого центра. Не важно, как он называется, но именно центр – который смог бы координировать деятельность предприятий, бизнеса, власти – вообще просто всей инфраструктуры в Арктике. Ну, до сих пор, я могу сказать, что, к сожалению, пока этой цели мы не достигаем», - считает заместитель губернатора ЯНАО, директор департамента международных и внешэкономических связей Александр Мажаров.
Средства на арктическую науку Ямалом выделяются немалые. Только на первые три года – более двух с половиной миллиардов рублей. Настораживает лишь, что научными открытиями на Ямале сейчас называют то давно всем известные ветряки, то хлеб изо мха, то плитку, которая не скользит, то пеленки из того же сфагнума… Слишком уж далеки такие разработки от интересов арктических мегапроектов. «Нужно, чтобы государство со своей стороны все-таки создавало, разрабатывало, с нашей помощью, программы научных исследований. И вот задел некий - это нужно! Потому что бизнес создание вот научного задела не финансирует или неохотно крайне финансирует!», - отметил заместитель директора государственного научного центра «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт» Александр Данилов.
Лекарство от арктического научного пессимизма давно уже найдено. Только внедрение инноваций, создание современных научных центров по всему российскому Заполярью могут дать нашей стране шанс на победу в конкурентной борьбе за богатства в высоких широтах. Во всяком случае, здесь на Полярном круге в это искренне верят, и совершенно справедливо считают, что передовую российскую науку давно пора приблизить к Крайнему Северу.