Одни из них прошивают воздух, другие подобны маленьким живым самолетам, скорость полета 57 км. в час. Попадаются также двукрылые гурманы, которые питаются слёзами домашних и диких копытных, возможна встреча и с теми, кто всегда на посту и никогда не спит. А есть обыкновенные каннибалы, бражники и медведицы. Это все мир насекомых, для которых нет преград, даже арктических. На Новой Земле обнаружен новый вид шмелей, который может вызвать знаменитый «эффект бабочки».

В коллекции исследователя Виталия Спицына можно найти более десятка тысяч видов бабочек с Дальнего Востока, Хабаровского края, Камчатки, Лаоса, Таиланда, Вьетнама, Индонезии, Новой Земли. В 2015 году молодой ученый выиграл грант «National Geographic» на изучение рода «креатонотос» - это ночные бабочки-медведицы, которые являются вредителями риса. Совместно с коллегами из Вьетнамской академии наук и технологий учёный провёл две экспедиции в Индокитае. Удалось обнаружить новые, неизвестные виды для фауны Мьянмы.

В ходе полевых работ молодой исследователь обнаружил представителей целых семейств, например, Археатакус Эдвардс. Этого великана часто путают с птицей, ведь размах его крыльев достигает 21 см. Интересно, что миграционные возможности этого семейства весьма низкие. Если, например, бабочки - бражники живут на территории от Австралии до Португалии, то ареал сатурний - это всего лишь 200 км в тропиках.

Большинство из найденных экземпляров относятся к виду ночных разноусых бабочек. Процесс их поиска учёные называют ловлей на свет.

Смотреть в бинокуляр, как астронавт в телескоп, и разгадывать тайны Вселенной насекомых не только тропиков, но и высоких широт. Этим летом Виталий Спицын вернулся из экспедиции на Новую Землю, где в рамках гранта «Молодые учёные Поморья», изучал леммингов, жужжалец, моллюсков. Исследователь обнаружил новый вид шмелей - эндемик – бомус глициалес, что переводится с латыни как «шмель ледниковый». Внешне он отличается от других видов широкой оранжевой полоской на брюшке. Эта находка позволяет учёным по-новому взглянуть на фауно-генез арктического архипелага.

«22 тысячи лет назад был последний ледниковый максимум на всей протяженности, на севере Европы, здесь в Архангельской области лежал ледник. Но на Новой Земле, поскольку нами был там найден шмель, это говорит, что ледника там не было, либо были какие-то пятна без ледника, рефугиумы т.е. везде ледник, а здесь могла сохраниться жизнь. И до настоящего времени считалось, что от Англии и до Таймыра рефугиумоф не было, и вся фауна этого пространства 22 000 лет назад была уничтожена, и мы видим здесь мигрантов, которые сюда пришли за последние 10.000 лет. Соответственно за такое время не могли возникнуть новые виды, чтобы возник вид, нужно около 3 млн. лет», - рассказывает Виталий Спицын, научный сотрудник лаборатории молекулярной экологии и филогенетики САФУ.

Открытие ледникового шмеля на Новой земле дает повод еще для одной гипотезы - что в природном убежище вечной мерзлоты могли сохраниться и другие виды.

Сейчас готовится к публикации статья о новом виде арктического шмеля в научно-исследовательский журнал «Polar Biology». Подобные точечные открытия учёных реализуют механизм знаменитого эффекта бабочки, когда казалось бы что-то незначительное, маленькое может иметь фундаментальное, непредсказуемое последствие для целой системы.