Медвежьи игрища, или как прошел главный праздник ямальских ханты на куноватской земле

Ложные косы – Вера Куртямова накручивает специально к большому празднику, любимому еще с детства. Женщина преклонного возраста, забыв про болячки, наравне с молодыми тундровичками будет танцевать сегодня вечером на игрищах.

Почему лицо женщины непременно должен укрывать платок, что означает необычный наряд исполнителей ритуальных песен, и почему за их спинами на полу обязательно лежит топор. Немногие из сегодняшних участников игрищ могут дать ответ на эти вопросы. Так делали отцы и деды, так делаем и мы. Медвежьи церемонии дожили до наших дней чудом, правда, традиция дошла до нас уже только фрагментарно – полного набора всех положенных обрядов сегодня не знает никто.

Этой песней старейшина праздника Григорий Толба убаюкивает медведя. Хотя сами участники игр напрямую его так не называют – у него много подставных имен – самые распространенные - гость или хозяин. «Говорят Ошни-ошни – то есть некто в шубе из баранины, ош – это овца или баран. Затем говорят по месту жительства – тот, кто живет в землянке. Если он в берлоге зимует, естественно его жилище берлога», - поясняет этнограф ханты Надежда Талигина.

Хотя почитали медведя в разные эпохи многие народа мира: эвенки, кеты, северо-американские племена и японские айны. Эта древняя церемония сохранилась до наших дней только у обских угров. Несмотря на то, что очень сложный по смыслу и организации культовый праздник, в советские годы в нашей стране, как явление чуждое – запрещался. «Полностью заглушили, загубили, и шаманов убрали в прорубь в живом виде, и загубили вес полностью, а вот теперь, а теперь полностью все это хотят восстановить», - рассказывает участник медвежьих игрищ Владислав Озелов.

Гонения заставили народы ханты и манси прятать самобытную традицию от посторонних глаз. А теперь они вынуждены её возрождать. Валентин Вальгамов специально для этого преодолел три тысячи километров от Салехарда до Мужей. Еще никогда в жизни ему не приходилось бывать на таком празднике. Более того, главный распорядитель – старейшина избрал его в помощники для исполнения сакральных песен. Мужчины обязательно встают лицом к ГОСТЮ, взявшись за мизинцы друг друга, поднимая и опуская руки в такт песни. А это уже - танец воинственного духа – древнейший и почти утерянный. «Мне сказали знающие люди - тех людей, которые исполняли этот танец уже нет. Сейчас этот танец считается культурным наследием хантыйского народа, поэтому сейчас если его вообще не исполнять, он умрет», - говорит участник медвежьих игрищ Валентин Вальгамов.

Молодой ямальский парнишка – сегодня единственный на Ямале, кто теперь знает почти исчезнувшую с лица земли хореографию. Помогли ему в этом друзья из Ханты-Мансийского округа. Соседи возрождением медвежьих игрищ занялись еще в начале 90-ых. Тогда по инициативе общественной организации «Спасение Югры» праздник стал проводиться в округе регулярно, раз в семь лет. «У нас же, тот, кто добыл считается хозяином головы – у него обязательно должна быть хозяйка. Вот она как раз следит, чтобы всегда была горячая еда перед головой, утром, она обязательно меняет эту еду. А здесь я заметила, только мужчины управляют», - делится своими наблюдениями председатель березовского районного отделения общественной организации «Спасение Югры» Любовь Кашлатова.

Для Ямала – это только вторые специально организованные игры. Предыдущие семь лет назад их устроили в Овгорте, а нынешний праздник называют «куноватским» вариантом. И это первая попытка детальной фиксации каждого дня обряда. Специально для этого приглашена группа екатеринбургских ученых-этнографов. Спохватились бы чуть позже, возможно, было бы уже поздно. А ведь национальный обряд хантов признан победителем в номинации «Праздники» в Международном конкурсе «7 чудес финно-угорского мира и самодийских народов». В связи с этим в Югре уже несколько лет обсуждается вопрос о включении «Медвежьих игрищ» в список шедевров нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2019. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика