Исследовательский корабль "Профессор Молчанов" вернулся в Архангельск
В порт Архангельска вернулся исследовательский корабль «Профессор Молчанов». За уходящее лето это - уже второй рейс судна. Нынешняя экспедиция, как и все предыдущие, носила научный характер.
На борту судна всегда много любознательных людей. Одни изучают климат, другие воду, третьи – здоровье человека. И все они стремятся попасть в Арктику. Нынешняя экспедиция подарила такой шанс не только действующим ученым, но и будущим. Подробный рассказ о 3-недельном плавании от участников экспедиции – наших коллег из медиа-центра «Арктический мост» Северного федерального университета.
Первыми жителями этого посёлка были заключённые, которых привозили сюда для работы на руднике. Позднее, когда шахты прекратили своё существование, сюда переселили ненцев с Новой земли и с других частей Вайгача. Сегодня население посёлка Варнак составляет 96 жителей.
Самым сложным для экспедиции стала непредсказуемая арктическая погода. Солнечный горизонт на глазах заволакивал туман. Слабый ветер за минуты перерастал в шторм. Все это осложняло работу, а порой и останавливало ее. Менялся и план маршрута. Из-за ледовой обстановки Ямал остался “за бортом” исследований, пробиться к станции Марресаля не удалось, как не получилось высадиться на острове Белый. В итоге приняли решение - идти прямым ходом в порт Диксон. «В советское время здесь проживало около 4000 человек. Сейчас население сжалось до трёхсот. Тем не менее здесь восстанавливают наше присутствие, в том числе открывают базу МЧС для спасения по Севморпути», - рассказывает начальник экспедиции, директор Арктического центра стратегических исследований Константин Зайков.
Диксон оставляет в душе полярные чувства: от былой славы порта Севморпути остались лишь воспоминания и ржавеющие суда на побережье. Но есть люди, сохраняющие историю этого места и поселок словно в ожидании возрождения.
От Диксона путь к мысу Челюскина опять преградили льды, судно свернуло к Новой Земле в Ледяную гавань - месту последней зимовки Виллема Баренца. Сейчас о ней напоминают лишь несколько брёвен оставшихся от “Дома спасения” и памятный крест, установленный в честь первопроходцев.
Высадка на Новой земле наконец должна была стать удачной для экспедиции - нет ни шторма, ни льдов, однако, есть третье препятствие - белые медведи. Опасность вынудила искать новое место для проведения исследовательских работ. И стало понятно, что ни одна высадка в этом рейсе не пройдёт без приключений. Так на Белый нос смогли добраться благополучно, а вот на обратном пути из-за тумана, только благодаря сигнальным огням удалось найти на берегу членов полевых групп.
Часто в экстремальных условиях приходилось не только высаживаться на берег, но и работать на судне. Студентов и преподавателей привыкших к кабинетной работе качка в 7-8 баллов порой выводила из строя. Лежа, стоя, сидя на полу, но научные сессии и исследовательская работа шли своим чередом.
Последний рейс Плавучего университета прошел под знаком “преодоления”- помимо шторма, льдов, смены маршрута не последним оказался и языковой барьер. Международный состав команды представлял шесть стран: Россия, Норвегия, Дания, Швеция, Франция, Канада. «Исследования в русской Арктике, или исследования в крошечной шведской Арктике, или в регионе норвежской Арктики - мы должны смотреть на её проблемы в глобальном масштабе, по крайней мере в арктическом масштабе. А для этого нам нужно работать сообща», - считает магистрант университета Умио (Швеция) Макс Эриксон.
И действительно сообща преодолели все, выполнив программу экспедиции в полном объеме. Не смотря на то, что маршрут был изменен, появились три новые точки высадок, на которых материал для исследований нашелся как для гуманитариев, так и для естественников. Готовы первые результаты, но более глубокий анализ данных еще впереди. А амбициозные планы по достижению мыса Челюскин останутся для следующих экспедиций.
В Архангельск каждый вернулся со своим впечатлением об Арктике. Она оказалась красивее, сложнее, экстремальнее и настолько многообразной, что разрушает стереотип о том, что там только льды и медведи.