Арктика теплеет и тает. Ученые пытаются предсказать последствия глобальных процессов
Изменение климата в Арктике, сегодня, одна из наиболее обсуждаемых тем в научном сообществе. Прошлый год показал, что холодный регион планеты становиться теплее. И конечно все изменения, так или иначе, сказываются на нас с вами. Спрогнозировать, как будет меняться криосфера земли сегодня, призваны 40 станций по всему миру. Вскоре к ним присоединится и обсерватория на острове Белый.
Аудитории правительства ученые сменили на свежий воздух, а брючные костюмы на полярные и теплые. Так куда привычней. Люди от науки отправляются изучать Обь. Не всю, конечно, а на отдельно взятый ее участок в районе Горнокнязьевска. Микеле Ситерио из Дании показывает прибор, с помощью которого он измеряет массу льда и наблюдает за его движением в Гренландии.
Другая группа в это время испытывает георадар. Прибор отечественного производства видит в деталях нутро речного и морского льда, поэтому на вооружение его взяли не только исследователи Арктики, но и спасательные службы для обследования зимников. Еще один, совсем крохотный, но очень чувствительный датчик, реагирует на любые изменения температуры и тут же выводит результат на экран планшета.
Ну а где-то – все по старинке. Лопатой сняли слой снега, рулеткой измеряют его толщину. Всего 30 сантиметров – для Крайнего Севера показатель крайне небольшой.
«Это нужно для того, чтобы понимать, сколько воды накапливается, потому что это же все тает, а потом идет в океан. А в горах это все тает и идет в реки, вода для сельского хозяйства, для полива», - говорит Владимир Айзен, ученый университета Айдахо, США.
И это только часть методов, которые используются для изучения криосферы земли. В совокупности по ним можно предсказывать климат Земли в будущем. Пока стабильно во всех уголках планеты идет тенденция к потеплению. Австрийские ученые фиксируют, что ежегодно ледники альпийских гор становятся меньше на несколько сантиметров.
«Их изменение массы происходит мгновенно. Ледники исчезают и в ближайшем будущем будут исчезать. И очевидно, что те климатические изменения, которые происходят в Арктике или в Антарктике, напрямую влияют на те регионы, которые не связаны с Севером, в частности не Европу», - отметил Вольфган Шенер, профессор университета Граца, Австрия.
Арктика и Антарктика – это лакмусовая бумажка климата всей планеты. Тут не поспоришь. Тем более эти данные научно подтверждают 40 стационаров сети Крионет в разных точках мира. В России их пока всего две. На мысе Баранова архипелага Северная Земля и обсерватория Тикси в Якутии. Теперь в глобальную научную сеть, вероятнее всего, будут поступать и ямальские данные.
«Появление в перспективе такой станции на Ямале – это очень серьезное и важное событие. Ямал как раз находится в той зоне, где наиболее заметно потепление, которое происходит сейчас на всем земном шаре и в российской Арктике особенно», - Александр Данилов, заместитель директора Арктического и Антарктического НИИ, Санкт-Петербург.
Наглядный пример – остров Белый. В самом худшем прогнозе его может постигнуть судьба Земли Санникова – острова-призрака, вечная мерзлота которого растаяла и остров исчез в Ледовитом океане. Ученые криосферы из Тюмени, много лет исследующие Белый, уверены, что его ландшафт меняется как раз из-за таяния льдов.
«Если изменились поверхностные условия, началось какое-то оттаивание, а каждое лето ведь чуть-чуть оттаивает лед, начало подтаивать, был лед, стала вода, она утекла, ничего не осталось, поверхность земли осела. Накопилась в яме какой-нибудь, стала канавой, ручейком. Накапливается новая вода, начинает подтаивать и она, начинаются процессы, которые рушат этот остров Белый», - объясняет Дмитрий Дроздов, заместитель директора Института криосферы Земли, Тюмень.
Но пока тревогу бить рано, чтобы понять обратим ли процесс и его масштабы, нужно чаще и больше исследовать геологию, геофизику и биологию острова. Именно для этого там создан уже научный стационар, он то и будет претендовать на место в Крионете. И даже отдаленность острова – скорее плюс, нежели минус.
«Она позволит без каких-либо искажений собирать уникальные данные, на которые нет влияния. Отдаленность от городов, поселков. И воздействие антропогенное там так же крайне мало», - подчеркивает Владимир Пушкарев, директор НП «Российский Центр освоения Арктики».
Для ямальской науки – это престиж мирового уровня. Кроме того, столь пристальное изучение вечной мерзлоты на Белом, позволит предсказывать риски и на соседних промышленных территориях – Бованенково и Сабетте. Правда, оформление всех документов, говорят во всемирной метеорологической организации, может занять ни один год.