55-летний юбилей или полмиллиарда на музей. Найдутся ли деньги для народного достояния?

55-летний юбилей или полмиллиарда на музей. Найдутся ли деньги для народного достояния?

На заводе "Севмаш" отметили юбилей первой советской атомной подлодки. Субмарина под названием "Ленинский комсомол" вступила в строй 55 лет назад. И вскоре она стала первой в мире подводной лодкой, достигнувшей Северного полюса. Атомоход вывели из состава флота в 91-м. Тогда же планировалось сделать на его основе музей. Однако деньги на это нашлись только сейчас.

Уникальные архивные кадры, совершенно секретные, сняты в те времена, когда о том, что на самом деле строят в Северодвинске, мало кто знал. "Ленинский комсомол"- первая атомная подводная лодка страны во всей красе. Спуск на воду. Это был 1957 год. Акт передачи подпишут через год, 17 декабря. А строили "Ленинский комсомол" в 42-м цехе "Севмаша", о чем имеется запись на памятной доске.

Некогда самый секретный цех Советского Союза. Здесь давали жизнь самым смелым и передовым идеям. Первый атомный реактор появился в этих стенах. "В 1954-м был "Наутилус", мы сразу же начали строить свою лодку, которая по всем показателям его обгоняла: и по глубине, по скорости", — рассказывает Радий Шмаков, главный конструктор АПЛ первого и второго поколений. — На этом стапельном месте строился "Ленинский Комсомол" и вся серия из семнадцати лодок".

Когда в 1962 году "Ленинский комсомол" дошел до Северного полюса, став первой АПЛ, достигшей "макушки" Земли. Это означало, что отныне советские ракеты долетят куда угодно. "Лодка была вооружена большой торпедой с ядерным зарядом, который предложил Сахаров Андрей. И эта торпеда была сделана. Эта лодка предназначалась для удара возмездия", — рассказывает Радий Шмаков.

О былых достижениях вспоминали на торжественном вечере инженеры, конструкторы, подводники. Они-то о заслугах страны и оборонной промышленности помнят, а потомки могут и не узнать. Американский "Наутилус" давно превратился в музей. Первая советская АПЛ рискует пойти на металлолом.

"На прошлой неделе я был в Главкомате, где обещали эти деньги через Шойгу достать, — говорит Радий Шмаков. — Если эти деньги нам выделят, если завод это сделает, а чертежи мы все уже выпустили, то лодка будет спущена на воду, и тогда можно говорить о превращении ее в музей". На первоначальном этапе необходимо 50 миллионов рублей. А всего – около полумиллиарда.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2022. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика