Заготовка оленины на фоне жарких споров о будущем отрасли. Как проходит забойная кампания на примере сеяхинской тундры
Сезон заготовки оленины окружной агропром начинает на фоне жарких споров о будущем отрасли. Документ о постепенном уменьшении поголовья еще не принят, но сроки заготовки мяса уже продлены до января включительно. В планах кампании-2016 - 3 141 тонна оленьего мяса, на 900 тонн больше, чем в прошлом году. Большая часть продукции будет продаваться на Ямале, остальное развезут в Челябинск, Курганскую и Тюменскую области. 500 тонн купит Финляндия.
За первую неделю забойной кампании в селе Сеяха получено уже сорок шесть тонн оленьего мяса. Пропускная способность местного заготовительного комплекса - двести пятьдесят голов в сутки.
«Оленеводу не приходится задумываться: куда ему гнать оленей, и что он получит? То есть мы договорились с весны, составили график, они по этому графику приходят, забивают мясо, учетчики его оприходовал, после этого данные подаются в контору и он получает деньги. То есть ему не надо думать не о чем, кроме как о своем олене», - говорит Евгений Жуков, заведующий УХК села Сеяха Мп «Ямальские олени».
В этом году мясо первой категории закупают по сто девяносто рублей за килограмм, второй - по сто сорок. Ветеринарный контроль усилен. Больные и ослабленные животные отбраковываются сразу. Пастухи жалуются, что слишком жаркое лето плохо сказалось на здоровье и упитанности оленей.
«Жара не свойственна для наших северных оленей. У них в результате этого возникают лёгочные заболевания, пневмония. И много других заболеваний. Им не нужна жара», - сказала Динара Писарева, заведующая ветеринарным пунктом села Сеяха.
Погода сказалась и на начале забойной кампании. Из-за того, что зима запаздывает, оленеводы со своими стадами просто не могут преодолеть незамерзающие реки. Многие задерживаются в пути намного дольше, чем обычно. Альберт Окотэтто пригнал на забойку в Сеяху тысячу двести голов. Он шел от самой северной точки Ямала – пролива Малыгина. На триста километров тяжелого пути у него ушло полмесяца.
«В этом году потруднее было. Лёд ещё не замёрз. Проваливались олени. Сами тоже проваливались. Слава богу, все живы-здоровы!», - говорит Альберт Окотэтто, оленевод.
Натуральные оленьи колбасы, котлеты и пельмени северяне уже оценили – и не только в Сеяхе. Еще один магазин фирмы открылся в Сабетте.
«Мы делаем колбасу: у нас четыре вида полукопченой и два вида варенки. Помимо этого мы изготавливаем полуфабрикаты: купаты и котлеты», - рассказывает Валентина Макарова, технолог.
Пока этот цех работает в тестовом режиме. В промышленную эксплуатацию его собираются ввести в течение месяца. Сейчас отрабатывают свою, сеяхинскую, рецептуру. И местные пельмешки уже пользуются огромным спросом в селе.
Около пятисот тонн ямальской оленины этого года пойдёт на экспорт в Финляндию. Первые двести тонн там получат уже в конце ноября.
«В этом году мы планируем заготовить мяса немного больше, чем в прошлом году: на 800 тонн. Если в прошлом году мы где-то 2200 забили тонн, то нынче мы в план себе ставим три тысячи тонн», - сообщил Андрей Ревнивых, начальник отдела животноводства и организации племенной работы департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия ЯНАО.
Сеяхинскую тундру и самый север полуострова сибирская язва обошла стороной. Тем не менее, все здешние стада прошли поголовную проверку. Вакцинированы и животные, и люди, так или иначе связанные с оленеводством.
По новым планам в Сеяхе собираются пустить на мясо, как минимум, на тысячу голов больше, чем обычно. Это напрямую связано с проблемой перевыпаса и сокращения пастбищ. Ягельников в тундре становится всё меньше, олени слабеют, учащаются болезни. И сами оленеводы прекрасно это понимают.