Ямал поделился опытом на образовательном форуме в Пензе
Проблемы, затронутые на этой неделе в Пензе, касаются практически каждой российской семьи. Более пятисот делегатов со всей страны обсуждали здесь современное состояние системы образования. Подумать и порассуждать есть о чем.
В стране уже много лет поэтапно идет реформирование отрасли. С какими трудностями сталкиваются педагоги и их ученики? И чего уже удалось достигнуть? Самые активные дискуссии развернулись за тематическими круглыми столами. Ямал поделился своим опытом привлечения в регион молодых специалистов, а мурманчане рассказали о важности патриотического воспитания в школах. Вообще, эту встречу в педагогическом сообществе многие восприняли, как возможность высказаться на высшем уровне. Ведь форум Общероссийского народного фронта не обошел вниманием и президент страны.
Какая зарплата достойна педагога? Успеет ли учитель дать знания и при этом идти в ногу со временем? Может ли качественное образование быть доступно всем? Должна ли школа заниматься воспитанием, или это все же обязанность родителей? Насколько оправдана сегодня система ЕГЭ? Общероссийский народный фронт ставит на обсуждение десятки важнейших вопросов отечественного образования. Вектор большой педагогической встречи Владимир Путин задает в своем вступительном слове. «Поток информации такой, что очень трудно выполнять функцию властителя дум молодежи. Ну, не было раньше такого, сейчас есть. И для того, чтобы соответствовать этому вызову, нужны и знания, и талант и желание совершенствоваться», - отметил Президент РФ Владимир Путин.
Учитель – это тот, кого должны уважать и кому должны верить. Это тот, кто дает знания и не стесняется получать их у своих продвинутых подопечных. За безликой кипой тетрадей – десятки молодых людей и каждый - личность. Их взгляды на жизнь формируются из огромного количества источников информации и донести свои представления о важном и правильном у педагогов получается не всегда. Ямальцы на дискуссионной площадке делятся с коллегами достижениями. Новаторские образовательные программы – при современной технической поддержке – и нет больше тесных рамок или скучных тем. «Учитель, прошедший обучение в рамках проекта «Один ученик – один компьютер», позволяет ученику на одном уроке разрывать связи урока – входить на истории в область искусства, музыки. То есть не на словах, а на деле заниматься той самой метапредметностью, о которой мы так говорим много и часто по федеральным государственным стандартам», - пояснила кандидат педагогических наук ЯНАО Ольга Березина.
Директор лицея из города Орел привлекает внимание аудитории непростой школьной экономикой. Полторы учительских ставки – или 30 часов в неделю – это 22 тысячи рублей. Таков средний расчет учительской зарплаты по центральной части России. «Осмелюсь рассказать анекдот про эти несчастные полторы ставки. Учителя его знают: «Почему учитель выбирает полторы ставки. Потому что на одну ставку ему есть нечего, а на две – некогда», - рассказал хохму Владимиру Путину директор лицея № 22 из города Орел.
В профессиональном анекдоте - только доля шутки. Речь, в том числе, и о дополнительной учительской нагрузке. Проверка тетрадей, подготовка к занятиям, методическая работа. Проблема избыточной «писанины» в российских школах существовала всегда. Пути решения каждый регион ищет сам. На Ямале еще 10 лет назад начали внедрять электронную систему «Сетевой регион». Это были робкие попытки переместить бумажную отчетность в компьютер. Сегодня в сети – все 13 муниципалитетов. Задействованы все, даже сельские школы. По клику мыши – информация на каждого учителя и ученика. В электронных таблицах - дневники и журналы. И, главное, учительские отчеты – по заданным параметрам. И это – уникальный для страны проект. «Сегодня мы практически решаем задачу освобождения руководителей школ, учителей от той рутины бумажной, которая у нас была по сбору статданных. То есть сегодня в этом нет необходимости, поскольку база данных региональной системы включает в себя любую информацию», - говорит заместитель директора регионального центра оценки качества образования Галина Ноловичер.
Вот пример. Валерия Приветкина преподает географию в 6-й школе Салехарда. Несколько лет назад на учительском столе стало гораздо больше места – многочисленные рукописи приобрели виртуальный формат. Работы даже в «Сетевом городе» хватает. Но это все уже не те бумажные мытарства.
Еще одна тема – единый госэкзамен. Система за 10 лет устоялась. Дала выпускникам школ возможность выбора. Стать студентами ведущих российских вузов сегодня могут даже талантливые ребята из глубинки. И вот неожиданное предложение: может, не стоит сдавать единый государственный всем подряд? Если молодые люди решили не продолжать обучение в вузах, от непростого испытания их можно и освободить. Юрий Кукевич, ямальский куратор образовательного направления “народного фронта” к итоговым тестированиям вообще относится скептически. Правда, нашего эксперта – журналиста и писателя - радует возвращение в школы сочинений. «Итог-то какой должен быть? Итог должен быть, когда абсолютно знающий человек, заряженный сердцем - умеет сказать о том, что он знает и понимает, да? Вот итог! А не какая-то бумажка, на которой правильно или неправильно расставленные галочки. Человека за этим как бы и нет. Чтобы они понимали, чтобы они умели ну хотя бы в любви объясниться красиво девушке, а не галочку ей на спине поставить, отметить ее, что «она мне нравится!», - считает руководитель рабочей группы «Образование и культура как основа национальной идентичности» ОНФ в ЯНАО Юрий Кукевич.
Дискуссии в Пензе продолжались несколько часов. Впереди у этих педагогов – непростой экзамен: сделать выводы и понять, в каком направлении развиваться дальше. Главное, что их услышали. Вполне возможно, что по итогам форума в отечественный закон об образовании внесут изменения.