Вернуть к жизни Северный морской путь - реально
Пятница выдалась очень насыщенной для членов российского и ямальского правительства. Сразу несколько выездных встреч и совещаний прошли в Салехарде. Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской заслушал доклады о состоянии геологии в регионе и ознакомился с планами разведки недр основных добывающих предприятий, работающих на Ямале.
Еще одна важная для округа и всей страны тема – развитие железнодорожной инфраструктуры в Арктике. О перспективах и трудностях этого процесса главы нескольких северных регионов рассуждали в составе рабочей группы, возглавил которую Министр транспорта России Максим Соколов. Это первое заседание рабочей группы госкомиссии по вопросам Арктики, и проходит оно не в Кремле, а на Ямале. О Северном широтном ходе глава Минтранса говорит как о чем-то уже свершившемся. Рельсов пока не видно, зато подсчитано, что его примерная загрузка - 24 миллиона тонн грузов в год. 800 километров рельсовых путей будут проложены по принципу государственно-частного партнерства. Дело за малым - получить одобрение правительства.
«Мы утвердили финансово экономическую модель. Все участники подтвердили его реализуемость, каждый готов отвечать по своим обязательствам, в том числе и финансовым. Теперь слово за Правительством РФ, чтобы эти решения нашли свое отражение в государственной программе развития транспортной системы, федеральной целевой программе и в бюджете РФ на ближайшую перспективу», - рассказал Министр транспорта РФ Максим Соколов.
Вся дорога в проекте разбита на участки, самый сложный и дорогой из них – мост через Обь. Без него Северный широтный теряет смысл. Вице-президент «РЖД» - одного из основных инвесторов проекта – говорит о необходимости подтверждения финансирования моста по федеральной целевой программе. И чем скорее, тем лучше.
«Неважно, 17-й, 18-й, 19-й, 20-й годы – будут эти цифры забиты, будет постановление правительства или, еще лучше, указ президента, это даст возможность сегодня организовать стройку, начиная с этого года, и даст возможность реализации всех остальных частей этого проекта», - говорит первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин.
Прямой указ президента, которого намерены добиваться в Минтрансе, придаст проекту особый статус. В устной форме Владимир Путин одобрял его уже не раз.
«Он сложный, его надо синхронизировать, есть иностранные инвесторы, и, конечно, гарантии государства должны быть. Мы говорили с Президентом РФ и получили резолюцию, что проект в целом для страны важен, и у меня нет сомнений, что мы обязательно его реализуем», - говорит врио губернатора ЯНАО Дмитрий Кобылкин.
Северный широтный ход будет работать в тандеме с Сабеттой – там министерская делегация побывала накануне. Запуск крупнейшего в стране морского транспортного узла вернет к жизни Северный морской путь. Участвовать в его эксплуатации намерены и другие регионы. Архангельская область, например, имеет виды на новый глубоководный район – действующий порт Архангельска часть больших судов принимать не способен.
«Готовятся предложения по строительству нового глубоководного района, он будет располагаться чуть севернее и иметь меньше ограничений по заходу судов крупного габарита большей осадки, а также будет более привлекательным для грузоотправителей и для инвесторов», - пояснил заместитель губернатора Архангельской области Алексей Алсуфьев.
К западу от Сабетты только Мурманский порт может круглый год принимать крупнотоннажные суда. Там реализуется федеральная программа комплексного развития транспортного узла. Ее задача - увеличить возможности этого порта. «Исторически у нас порт развивался только на восточном берегу, и вся инфраструктура сформирована там, но в рамках проекта будет построена железная дорога на западный берег, и она позволит дополнительно вовлечь берег. Государственная задача - увеличить возможности порта», - сказал заместитель губернатора Мурманской области Григорий Стратий.
Ненецкий округ настаивает на необходимости порта в бухте Индига. Его, кстати, хотели строить еще в 30-е годы – на заре Севморпути. Там природа уже сделала за людей добрую половину работы. Бухта достаточно глубока, чтобы принимать большие суда, а теплый Гольфстрим не дает ей замерзнуть.
«Мы не единожды говорили, что данный проект не является конкурентом ни Архангельску, ни Мурманску и тем более Сабетте. Все эти проекты друг друга дополняют и, с учетом развития СМП, вот этот участок, две тысячи километров от Мурманска до Сабетты, должен быть тоже обеспечен другими портами, где мог бы быть ремонт и безопасный отстой судов», - рассказал заместитель губернатора НАО Сергей Сурков.
Представители Коми ждут включения в транспортную госпрограмму проекта «Белкомур». Эта железная дорога нужна сразу четырем субъектам – Коми, Пермскому Краю, Мурманской и Архангельской областям. От нее зависит эффективность 38 других проектов на сумму около 800 миллиардов рублей.
«Новая железная дорога «Белкомур» проходит через 60 населенных пунктов, по-моему, открывает более миллиону человек доступ вообще к железной дороге в наших северных арктических регионах, поэтому правительства регионов, подразумевая промышленное развитие, также в первую очередь рассматривают и социальное», - сказал заместитель председателя Правительства Республики Коми Эльман Худазаров.
Все трансарктические проекты – часть единого транспортного коридора нашего Севера, но одни рассчитаны на перспективу, а другие нужны прямо сейчас. Сабетта и завод СПГ, несмотря на кризис, строятся без задержек и будут готовы к 17-му году. Если правительство утвердит проект Северного широтного хода, эксплуатация железной дороги может начаться уже в 2020 году. Министр транспорта заверил, что деньги на этот проект у государства все еще есть.