Вахта Памяти-2015. Сорок красноармейцев обрели имена и покой

Тех, кто с войны не вернулся, и сегодня продолжают искать. Ежегодная Вахта Памяти призвана вернуть имена павшим бойцам-красноармейцам и достойно предать их земле.

Синявинские высоты Ленинградской области – это одна немыслимая братская могила. Ямальцы, как и десятки поисковых отрядов со всей страны, не теряют надежды – извлечь из неё останки последнего солдата. Но жестокая история непримирима – работы в тех краях хватит ещё надолго.

Утро поисковика начинается рано. В 7 - подъём, завтрак, обычно каша на сгущенке, и ежедневное построение. Большинство, вооружившись лопатами и металлическими щупами, уходят в лес. Несколько ребят остаются в лагере - они дневальные. Поисковые отряды хоть и состоят в основном из подростков, но порядки тут царят армейские.

«Кто в наряде – он остается следить за лагерем, чтобы не произошло никаких происшествий, ещё их задача накормить, напоить и уложить спать, тех, кто придёт с поиска», - говорит поисковик отряда «Забытый Полк» Александр Кривоносов, г. Тарко-Сале.

Нарубить дров, приготовить ужин, натаскать с реки воды, затопить полевую баню – дел хватает. К вечеру придут усталые товарищи, а устать есть от чего. В день каждый поисковик наматывает пешком не меньше десятка километров – по лесным тропам и болотным сопкам.

Синявинские высоты долгих 3 года были местами самых жестоких боев войны – именно здесь Советская Армия силами двух фронтов пыталась прорвать кольцо фашистской блокады. Красная Армия потеряла в Кировском районе, по официальным данным, 230 тысяч человек. Реальные потери в два, а то и три раза выше. С конца семидесятых поисковики здесь уже подняли около 30 тысяч останков солдат, а меньше их не становится, только копать приходится глубже.

«Незахороненных солдат мы потихоньку хороним. Раньше, если мы заходили в лес, мы их обнаруживали, недалеко заходя, сейчас мы уже копаем глубже»,- рассказывает Рифат Азнабаев, руководитель историко-патриотического поискового объединения «Ямальский Форпост», Пуровский район.

Северян с каждым годом на Вахте становится всё больше. К опытным Пуровским, Губкинскому и Салехардским отрядам в этом году примкнули, пока крохотные, Красноселькупский и Надымский. Всего около сотни человек с Ямала преодолели тысячи километров, чтобы две недели провести в лесу. В этих местах воевали и призывники с нашего округа – судьба многих из них до сих пор неизвестна.

«Там, более пятисот человек,- говорит поисковик салехардского отряда «Ямальский плацдарм» Александр Тивелев. - Последний ямалец погиб в 1944 году, по нашим спискам. Причём, очень много мест, где погибло именно ямальцев: Синявино, Тортолово, Гайтолово, где мы сейчас с вами находимся».

Александр на раскопках не первый год, начал после того, как несколько лет назад его деда также нашли и опознали по именной ложке поисковики. А теперь и сам познает окопную правду.

Лес частенько преподносит поисковикам опасные сюрпризы. Рядом с Гайтолово – деревни сейчас нет, но в войну её прочно держали немцы, салехардские ребята случайно натыкаются на сгнившие деревянные стены. Сначала думали блиндаж, копнули глубже, оказалось склад боеприпасов красноармейцев. Несколько сот снарядов 45 калибра.

«Здесь располагался пункт боепитания, наши солдаты готовились отражать танковую атаку, снаряды были вытащены из ящиков и уложены на входе блиндажа, чтобы быстро подавать на боевую позицию, но, по всей видимости, попала мина и блиндаж завалило. Часть подкалиберных снарядов – неопасны, а часть фугасных снарядов, опасны до сих пор»,- объясняет командир поискового отряда «Уголёк» Михаил Авдеев, г. Санкт-Петербург.

Детей сразу отправляют в лагерь, а снаряды аккуратно переносят в тенёк и в воду – до приезда саперов. Боеприпасы увозят на полигон, но такого «добра» в лесу под каждым деревом. Вот и пуровчане с челябинцами, откапывая очередного солдата, натыкаются на снаряд калибра 152, которым выпустили из орудия, но он не взорвался.

Специалисты объясняют это так: «С учетом того, что мягкий грунт, он просто прилетел и не взорвался. Детонатор у него мгновенного действия, при ударе с преградой, он взрывается, соответственно, он не сработал. В раскопе со снарядом лежало трое. Ни личных вещей, ни медальонов не оказалось. Ещё одного солдата поднимают в десятке метров.

«Каска лежала на глубине полметра, приблизительно. Потом, на такой же глубине были обнаружены несколько фрагментов черепа»,- рассказал поисковик отряда «Забытый Полк» Александр Миронов, п. Пуровск.

А это уже Мемориал у самого Синявино. Через несколько минут здесь оживет история. Танки – легкие и тяжелые, ЗИС, полуторка и два ГАЗа-67, в сопровождении пехоты, двинутся в путь по фронтовым дорогам.

Впервые после войны по дорогам Синявинских высот проходит настоящая боевая техника времен Великой Отечественной. Два танка, к примеру, участвовали в битве за Ленинград. Они погибли про форсировании Невы в конце сентября 1942 и было подняты со дна реки всего 4 года назад. Между тем, на 95 процентов машины состоят из оригинальных деталей. Маршрут пробега составлен специально мимо мест кровопролитных боев и поисковых лагерей. Скоро ожившая техника снова станет музейными экспонатами.

Двухнедельную Вахту Памяти завершила торжественная церемония захоронения тех, кто бился за Великую Победу, но не увидел её. Почти тысяча солдат подняты поисковиками из окопов и траншей, а сорок имен вычеркнуты из списка безвести пропавших. Они захоронены в братской могиле под залпы огня.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика