В Арктику стремятся все, но только Россия – уже там. В Москве прошел Международный арктический инвестиционный саммит

В весенней Москве вспоминали о льдах и снегах. На этой неделе там состоялся Международный арктический инвестиционный саммит. Суть события в его названии – разные страны, северные и не только, собрались для обсуждения конкретных проблем арктического пояса Земли. Организаторы рассчитывали не просто на дискуссию, но и на практическую помощь в решении наиболее острых вопросов. Не зря же в заголовок саммита включен термин «инвестиционный». Оказалось, что инвестиции – одна из ключевых, наряду с экологией, проблем. Претендовать на богатства Арктики готовы многие. И делают это уже сейчас. А вот вкладывать реальные деньги в неясное пока будущее высоких широт большинство инвесторов не готовы.

Арктика вновь стала темой большой дискуссии. На этот раз в центре весенней Москвы политики, ученые и представители бизнеса обсуждают инвестиционную привлекательность ледового континента. Участники международного саммита ставят свой целью наконец выработать конкретные решения о том, как выстроить идеальную модель государственно-частного партнерства в Арктическом регионе.

Дискуссия получилась непростой. Потенциальные инвесторы свою позицию объявили сразу – сначала государство должно урегулировать свою часть проблем, и только после этого они будут вкладывать деньги. В предъявленном власти списке - неопределенность границ, неясный экологический режим, претензии приарктических и иных государств, и, самое главное, риски, несоизмеримые с гарантиями. «Частные инвестиции – это не только инвестиции из кармана. Это зачастую будут банковские заемные деньги. А для банка, российский он или зарубежный, очень важно, откуда пойдет возмещение. Если оно отодвигается в силу нерешенности тех вопросов, о которых я говорю, банки будут очень неохотно вкладывать свои деньги или страховать свой риск неподъемной процентной ставкой», - говорит вице-президент банка «Северный морской путь» Елена Холод.

Ямал и в этой ситуации стоит особняком. Завод сжиженного газа и порт Сабетта – одни из немногих пока примеров эффективного вложения денег. Об этом по ходу саммита говорилось неоднократно. Общий объем инвестиций в этот проект – более триллиона рублей. Уникальное расположение морского терминала позволит круглогодично доставлять российский газ на рынки Европы, Северной Америки и в Азиатско-Тихоокеанский регион. Для этого Россия на собственные средства построит три мощных атомных ледокола ЛК-60.

На роль опорного порта Севморпути претендует и Петропавловск-Камчатский. Российский порт в северной части Тихого океана расположен в непосредственной близости от международных торговых линий. Первый этап отработки морских маршрутов Ямала уже пройден – в прошлом году успешно завершилась экспедиция Тюмень-Сабетта-Китай с заходом на Камчатку. «Это первая коммерческая экспедиция, которая показала, что развитие СМП даст реальную возможность межрегиональному сотрудничеству. Сама экспедиция показала ее нужность и необходимость и, самое главное, дала тот позитивный опыт, который нам нужен», - рассказывает советник Губернатора Камчатского края Николай Пегин.

Участники саммита едины во мнении, что пора кардинально менять саму стратегию освоения природных ресурсов Арктики. Промышленную модель и утилитарный подход к развитию Севера следует оставить в советском прошлом. «Вот сейчас пришло время посмотреть и с социальной точки зрения. Ведь в Арктике живут люди, её развитие идет в ускоренном порядке, туда прибывают новые люди из других частей света, я говорю не только про российскую Арктику. Это давление на коренное население, это все рождает и новые проблемы в области экологии и настоятельно требует решения старых накопившихся проблем. Это такой клубок, который требует очень серьезных инвестиций», - отмечает Чрезвычайный и Полномочный посол РФ Александр Игнатьев.

Санкт-Петербургская Арктическая общественная академия наук – один из организаторов саммита – уже разрабатывает несколько проектов и программ гармоничного развития ледового континента. Их общий смысл сводится к тому, что мерилом рентабельности Арктики должен быть не только газ и нефть, но и уровень жизни ее населения. «Когда говорят об Арктике, мы всегда требуем. Не просим, а требуем начинать с человека, а ресурсы, нефть, газ все прочее –вторично, это должно обеспечивать его», - сказал президент Санкт-Петербургской Арктической общественной академии наук Валерий Митько.

В рамках саммита прошли несколько сессий и круглых столов на самые разные темы. Обсуждались проблемы экологии, принципы хозяйственной деятельности в Арктике, новые технологии в энергетике и транспорте, социальная ответственность бизнеса. Уже есть и первые практические результаты: на следующей неделе Атомфлот подпишет соглашение с китайской компанией China Ocean Shipping Company о ледокольном сопровождении их судов по трассам СМП. Точно такое же готовится к подписанию и с «Газпром-нефтью», который намерен вывозить жидкие углеводороды Новопортовского месторождения по морским магистралям через всю ту же Сабетту.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика