Цены - ввысь и ввысь! Массовые рейды Прокуратуры по ямальским магазинам
Генпрокуратура на этой неделе начала масштабные проверки цен в розничных сетях. По магазинам пошли и ямальские сотрудники ведомства. Импульс к массовым проверкам у надзорных органов, безусловно, есть.
По данным Росстата, только за новогодние каникулы цены в России, в среднем, выросли почти на процент. Это практически втрое выше, чем в прошлом году. Существенно дорожают продукты из основного списка. Цены на овощи, крупы, молоко и яйца не перестают удивлять покупателей. В российском Правительстве еще в начале недели заявили о том, что не исключают введения госрегулирования продовольственных цен в стране, если такая мера будет необходима. Нужен ли такой шаг? Это и должны установить прокурорские проверки.
Всего неделю назад покупателям одного из салехардских магазинов кочан капусты обходился на десять рублей дешевле. То ли урожай посреди зимы собрали новый, то ли овощи стали полезнее. Резкое удорожание у людей в форме вызывает стандартную покупательскую реакцию – искреннее удивление.
Продавцы уверяют: цены не изменились, но данные департамента АПК говорят об обратном. Продукты списка первой необходимости дорожают по всему округу. В Новом Уренгое правоохранители отметили рост в среднем на пять процентов. Местным покупателям, чтобы это заметить, и Прокуратура не нужна. «И гречка, и рис. Все подорожало! Дорожает, все дорожает, очень. И не понятно почему. Потому что доллар подорожал? Это же не причина. У нас же продукты не за доллары закупают. А зарплаты не растут пока», - считает житель города Новый Уренгой Михаил Ушурелу.
А теперь красноречивая статистика, подсмотренная нами в отчетах департамента АПК. 8 декабря 2014 года замороженная рыба в среднем по округу стоила 140 рублей. 19 января 2015-го цена на рыбу поднялась на пять рублей. За кило твердого сыра покупатель отдавал 438 рублей, сейчас он подорожал на 16. Творог обходился в 310 рублей, в новом году он уже стоит 324 рублей. Вывод: из двадцати семи продуктов первой необходимости - 26 выросли в цене. И только поваренная соль стала дешевле. На пять копеек. Предприниматели разводят руками. И ссылаются на поставщиков – подорожание идет от них. «Мы полностью зависим от поставщиков. От оптовых цен на рынке. По какой цене нам продают, по такой мы выставляем сюда», - объясняет руководитель торговой сети «Кристалл» в городе Салехард Ирина Лактионова.
Стабильные цены с трудом, но удается держать Тазовскому потребобществу. Все благодаря долгому и проверенному партнерству с оптовиками. Но и у этой дружбы есть предел. «У нас цены держатся за счет поставщиков, с которыми мы 10-15-10 лет работаем - они идут навстречу, понимают все. Но скоро и их поставят в такое положение», - сказал председатель Тазовского потребобщества Юрий Куцуров.
Действительно ли причины в одних только поставщиках? Некоторые магазины округа явно вышли за рамки торговых приличий. В одном из торговых центров Губкинского представители Роспотребнадзора и Прокуратуры сравнили закупочные и розничные цены. Накручивают здесь без стеснений: картофель + 65%, гречка + 69%, рис вырос в цене на 53%. Даже с учетом увесистых транспортных расходов, налогов и издержек на содержание магазина, это – слишком большая наценка. Привлечь к ответственности столь несдержанных торговцев очень сложно. Закон не позволяет вмешиваться в рыночные процессы. «Законодательно, на социально значимые товары наценка не регулируется. На уровне федерации установлено, разрешено, что можно установить на них наценку. Дальше хозяйственные субъекты, т.е. субъекты Федерации определяют – нужна она или нет. Если нужна – какого размера», - поясняет главный специалист-эксперт ФАС по ЯНАО Алина Сегеда.
Если цены продолжат расти, надбавку могут законно ограничить. Пока единственные продукты в округе, на которые установлена планка - это детское питание и хлеб.
Ждать, что после массовых рейдов прокуратуры и антимонопольщиков на полках магазинов сразу что-то изменится в лучшую сторону, не стоит. Окончательные результаты проверок каждого региона, в том числе и нашего, будут готовы в понедельник. Со всей полученной информацией дальше будут работать на федеральном уровне. А там и до поставщиков недалеко. Следующая проверка, скорее всего, пожалует к ним.