Суметь адаптироваться в Арктике. Русский Север стал темой большой конференции в Москве

В Москве на этой неделе много говорили о российском Севере и роли отведенной Ямалу в процессе его освоения - на разных площадках, с разной степенью подробности, академическим уровнем экспертного представительства.

Ведущие российские и иностранные ученые, политики, бизнесмены и представители государственных предприятий сегодня говорят о перспективном и малоизученном регионе - Арктике. Дискуссии в кулуарах форума разворачиваются нешуточные. Бизнес предлагает масштабные проекты, ученые умы говорят о грядущих глобальных изменениях экосистемы, а власти - о необходимости развития арктических регионов.

«Сначала мы шли в космос, теперь вот эти технологии применяем в производстве. Да, действительно, в Арктике нужно понимать, что мы можем там применить. За этим пойдет развитие всего производства в России», - считает Олег Курилов, глава города Норильск.

Внимание на главных площадках арктического форума приковано к Ямалу - региону, где, при поддержке государства, реализуются крупные инфраструктурные мега-проекты, в которые готовы вкладывать свои деньги отечественные и иностранные инвесторы. Новый порт Сабетта станет «воротами» в Арктику. Но мало открыть ворота, необходимо еще проложить маршрут, а это круглогодичное использование северного морского пути, где без ледокольного флота не обойтись. Так на арктической трассе сегодня задействованы 4 ледокола. Заявки на них расписаны до 2040 года. Еще три судна, которые строятся на петербургской «Северной верфи», говорят специалисты, не справятся с потребностями рынка. Основными заказчиками на использование ледокольного флота в округе являются «Газпром нефть» и Ямал-СПГ. С запуском завода по сжижению природного газа в арктическом порту Сабетта будет необходимо, как минимум два ледокола для транзита углеводородов по кратчайшему морскому пути. Корпорации, в свою очередь, готовы строить больше.

«И на арктической комиссии и правительством были внесены предложения. Есть понимание того, что останавливаться на строительстве нельзя. Слава богу, Балтийский завод понемногу восстановил свой технический и людской потенциал, строительство пошло довольно успешно», - говорит Андрей Смирнов, заместитель генерального директора по эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот».

Крупный бизнес сегодня также создает и наращивает собственный ледокольный флот. В ноябре на выборгском судостроительном заводе по заказу компании «Газпром нефть Новый порт» был заложен первый дизель-электрический ледокол для Новопортовского нефтяного месторождения - самого крупного в Ямальском районе. Там планируют ввести в эксплуатацию круглогодичный морской терминал, который сможет принимать суда ледового класса. По оценкам специалистов, ежегодный объем морской перевалки сырья составит 5 с половиной миллионов тонн.

«Сейчас, мы ведем пусконаладочные работы, а уже в январе следующего года планируем тестовые отгрузки», - сообщил Сергей Девятьяров, первый заместитель генерального директора ООО «Газпром нефть Новый Порт».

Сейчас на Ямале готовится еще один масштабный проект. На полуострове Гыдан компания «Новатэк» проводит изыскательские работы перспективного Салмановского месторождения. Одновременно, ученые планируют приступить к комплексному исследованию этой, пока еще первозданной, территории.

«Мы разрабатываем совместно с коллегами из Тюменского госуниверситета программу освоения, как сейчас модно говорить, - транспортную карту освоения Гыданского полуострова, и в ближайшей перспективе приступим к ее реализации», - рассказывает Алексей Титовский, директор Департамента по науке и инновациям ЯНАО.

К исследованиям на Ямале готовы подключиться и ученные с мировыми именами. Так лауреат нобелевской премии мира, член шведской королевской академии наук Терри Каллаган рассказывает о совместной работе со специалистами ямальского экологического научно-исследовательского стационара. Профессор занимается изучением Арктики без малого 47 лет. Поданный ее величества участвовал в создании на Ямале российской международной арктической станции для исследования земли и наблюдением за Арктикой.

«Сейчас у нас уже создана группа станций на Ямале, и у нас сложились хорошие отношения с ученым Александром Соколовым. Именно через него мы общаемся, например, с учеными из США, он наше контактное лицо», - говорит Терри Каллаган, профессор, лауреат нобелевской премии мира, Великобритания.

Также климатическими и антропогенными исследованиями продолжают заниматься специалисты Российской академии наук на севере Ямала и Гыдана. Обнаруженные в тундре год назад кратеры до сих пор не раскрыли тайну своего происхождения. Пока наука опирается лишь на предположения. А тем временем, в этих районах идет промышленное освоение, и риск появления новых воронок не исключен. Возможно, причина кроется именно в потеплении климата Арктики.

«Мы сейчас анализируем космо-снимки, скажем так, ретроспективные - это 60-70-х годов. Пока мы не готовы на это ответить, но если мы многие кратеры в озерах увидим, что они были в 60-70-х годах, тогда это, без сомнения, обычные явления, которые происходят постоянно. Они могут активизироваться в какое-то время. Скорее всего во время потепления», - утверждает Василий Богоявленский, заместитель директора по науке РАН, профессор РГУ нефти и газа.

К сожалению, признают ученные, изучением климата в части потепления, российская наука занялась относительно недавно и по сравнению с другими европейскими странами, мы находимся в начале большого научного пути. В рамках международной научной конференции о необходимости адаптации к изменению климатических процессов в Арктике говорил и министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской.

«Тает лед, соответственно, меняются возможности биоразнообразия. Это влияет на экологию. Это тоже имеет негативные воздействия, и к этому надо адаптироваться, с этим надо считаться», - говорит Сергей Донской, Министр природных ресурсов и экологии РФ.

Изменения происходящие в Арктике столь глубоки, что впору говорить о начале новой эры, где локомотивом российского присутствия в особой зоне должны стать научные исследования, современные экологические стандарты, промышленные прорывы и развитая транспортная инфраструктура. Если сложить все показатели воедино и прийти к желаемому результату - все проекты окупятся, а Россия станет безоговорочным лидером в Арктике.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2019. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика