Мы люди, пока мы помним. Как прошла военно-историческая конференция в Салехарде
Сколько еще неведомых нам трагедий хранит в себе Арктика? Участникам «Карских экспедиций» удалось вернуть северянам частицу истории Ямала, о которой мы до этого не знали почти ничего. Гибель ледокола «Александр Сибиряков» и судов конвоя БД-5 - не просто факты далекой войны. Это трагедии сотен людей, жизни которых по чьей-то злой воле оборвались в ледяных водах Карского моря. На этой неделе в ямальскую столицу прибыли родственники участников того арктического конвоя.
Поисковики, ученые, сотрудники архивов, водолазы, специалисты государственных ведомств и родственники участников арктических конвоев впервые встретились на Ямале. Все эти люди – одна большая команда, собиравшая по крупицам память о давней войне.
В августе сорок второго ледокольный пароход «Александр Сибиряков» вышел из порта Диксон в рабочий рейс. На борту 99 человек. У острова Белуха судно вступило в неравный бой с немецким крейсером. Ледокол был потоплен, но моряки успели предупредить гарнизон о появлении врага. Атаку на порт удалось отразить. Через два года вблизи острова Белый немецкая субмарина атаковала конвой БД-5. Были потоплены два минных тральщика и сухогруз «Марина Раскова». Еще один корабль сопровождения ушел на базу, спасая людей. Трагедия в Карском море унесла жизни 376 человек. Погибли все дети и много женщин. Судьба троих человек до сих пор не известна.
О забытой военной трагедии в арктических водах вспомнил ямальский краевед Сергей Шулинин. В 2008 году началась международная поисковая операция – «Конвой БД-5». В первую очередь искали имена и самих участников давних событий. Найти удалось семерых, двое еще живы. Очень помогли поисковикам родственники погибших. В архивах по всей стране разыскивались военные документы тех лет. История БД-5 становилась все более подробной.
Ровно через семьдесят лет после трагедии удалось определить точные координаты «Марины Расковой» и тральщика Т-114. Нашли и «Александра Сибирякова». В 2015 к затонувшим судам спустились водолазы. Пять человек 50 раз погружались в ледяное море.
«Нужно было учесть все факторы, которые влияют на изменения позиций, водолаза в том числе, это течение, волна. Температура в Карском море, учитывая август месяц, на глубине была -2. Это сказывалось на физическом состоянии водолазов», - сказал Валерий Ведерников главный водолазный специалист ООО «Фертоинг».
Но только так можно было понять, что это именно те самые корабли. Удалось поднять на поверхность несколько предметов, среди которых - два пулемета. Тем временем на северо-западе острова Белый были обнаружены останки 13ти человек. Перед их перезахоронением взяты образцы тканей для генетического анализа. Уже известно, что семеро из погибших - мужчины в возрасте от 17 до 55 лет.
В память о военных событиях на острове Белый была установлена звонница «Колокола Памяти». Силами любительской труппы на Ямале поставлен спектакль «КОН.ВОЙ», а путешественники-экстремалы, добравшиеся до Карского моря опускают в его волны поминальные венки. А в следующем году на Белом будет установлен особый памятник.
«Все 376 имен, вне зависимости от того, где они лежат. После обнаружения останков тех 13, которых мы в прошлом году нашли и захоронили, было принято такое решение - в память о всех участниках на той могиле разместить имена всех погибших», - сказал Александр Мажаров, заместитель Губернатора ЯНАО, директор департамента международных и внешнеэкономических связей ЯНАО.
Но самое главное во всей этой истории – восстановленная правда. И это действительно важно. Проект продолжается. Раскрыты далеко не все тайны прошлого, и работы поисковикам хватит еще надолго.
«Там не то, что белые пятна. Там огромное пятно. То есть, нужно еще многое сделать, чтобы Карское море стало не одним белым пятном в нашей истории, а крупным синим водным пространством», - считает Сергей Шулинин, Общественный руководитель регионального проекта «Карские экспедиции».
Предстоит, как минимум, еще одна экспедиция к местам гибели судов, со дна будут подняты новые свидетельства трагедии. Это нужно сделать, чтобы люди не забывали - и Арктика, и Северный морской путь достались России далеко не так просто, как все мы привыкли думать.