Музей одного из самых последних проектов сталинской эпохи предлагают создать общественники Салехарда

На этой неделе Россия отмечала скорбную дату - День памяти жертв политических репрессий. По всей стране люди вспоминали своих родственников, погибших или пострадавших в эпоху государственного террора. Многие великие проекты СССР осуществлялись, в том числе, подневольным трудом наших репрессированных сограждан. Символом той эпохи на Ямале считается 501-я стройка, заброшенная после смерти Сталина трансполярная магистраль. Сегодня это разворованные еще в 90-е «царские» рельсы, руины путевых лагпунктов и полусгнившие бараки в ямальской столице, от которых не осталось уже почти ничего. Несколько салехардских краеведов - энтузиастов уже давно задумали городской музей, посвященный «мертвой дороге». Он мог бы расположиться в здании бывшей конторы депо станции «Салехард».

«Дом – это там, куда готов ты возвращаться вновь и вновь», - поется в песне. Для Ирины Касьяновой таким домом стало здание по улице Шалгина, бывшая контора железнодорожного депо 501-й стройки. То самое, где городские активисты предлагают разместить музей одного из самых последних проектов сталинской эпохи. Ирина с родителями поселилась здесь в 70-х. Рядом жили и работали геофизики ионосферной станции. Воздух прошлого из этих стен, кажется, не выдуло до сих пор.

«У Гарсиа Маркеса в «Сто лет одиночества» была комната, в которой остановилось время. И вот в эта комната, мне тоже кажется, что здесь остановилось время».

А вот то самое решение исполкома окружного Совета депутатов трудящихся. «Разрешить, в порядке исключения, использовать остатки помещений бывшей конторы железнодорожного депо и сарая, находящихся на законсервированном участке железной дороги, для их разбора и строительства ионосферной станции». И тут же объяснение, что здания и сооружения «никем не сохраняются, приходят в полную непригодность и расхищаются». Решение было принято в июле 1957 года. А в 1961 в этом кабинете тетя Ирины три дня без сна и отдыха наблюдала за ионосферой, не понимая, к чему такой аврал. И только после известия о Гагарине все стало на свои места.

Бывшая контора железнодорожного депо, а потом ионосферная станция сегодня представляет грустное зрелище. Когда-то здесь кипела жизнь. И сейчас невольно погружаешься в атмосферу прошлого. Вот, например, учебники 60 годов или папка с документами, и даже детская обувь.

Печаль от разрухи, ностальгия по прошлому и надежда хоть как-то его сохранить – вот с какими чувствами приходит сюда Ирина. Для нее и ее родных этот дом – нечто большее, чем старая «деревяшка».

«То есть все детство я воспитывалась таким образом, что это не просто дом, это дом с какой-то памятью. Он сам по себе такой. Даже сейчас к нему постоянно теплое отношение. Здесь я становилась как человек. Здесь всегда находилось много интересных людей», - говорит Ирина Касьянова.

Родственники Ирины, живущие сейчас в Санкт-Петербурге, нашли удивительный способ продлить жизнь старому дому, чтобы ни у кого не возникло даже мысли его снести. Здесь до сих пор прописан человек и сниматься с регистрации он не собирается.

«Пока я жива, он будет стоять. Потому что с ним действительно очень много связано. И поэтому просто так его снести не получится, я написала заявление в милицию, чтобы они отстали от этого дома. И, в общем-то, мне милиция ответила, что они не будут в дальнейшем его трогать, так как у меня там прописан мой муж. Это история, ее нельзя разрушать. И, тем более, она связана с моими родителями», - рассказала Людмила Гасанова.

Салехардский краевед-энтузиаст Геннадий Сысолятин не один год посвятил знаменитой «мертвой дороге». На территории города он насчитал около пятисот объектов, так или иначе связанных с 501-й стройкой. Сохранилось из них не более семидесяти. Да и те не сегодня-завтра развалятся и уйдут в небытие. В этом бараке, где, кстати, до сих пор ютятся салехардцы, жили заключенные.

А здесь была казарма войск охраны. Была у солдатиков и еще одна, особая миссия.

«Эти же солдаты они охраняли что? Они охраняли прямой телефон со Сталиным. Что из себя это представляло? Дверь с глазком, и, как люди описывают: сидел часовой, это же управление, кроме часового был дежурный, ну это военные все. 501-я стройка - это военная общевойсковая операция», - рассказал старожил Геннадий Сысолятин.

С начала строительства железной дороги Чум - Салехард – Игарка прошло 70 лет. Не первый год старожил Сысолятин бьется над созданием ее музея. Он и предложил открыть его на Шалгина, 16. Там, где было депо и куда в 1949 пришел первый паровоз с мыса Корчаги. Но можно ли сегодня восстановить здание с предельным процентом износа, в котором еще полвека назад дуло из всех щелей? И как взять его под охрану объектом культурного наследия, если у специалистов до сих пор нет уверенности в исторической достоверности полученных данных.

«Никаких документов в официальных архивах мы не нашли. Но, тем не менее, благодаря общественникам, какие-то документы сегодня найдены. Мы их сейчас анализируем. Пока с достоверностью сказать, что некое здание на Шалгина является зданием железнодорожного депо, не представляется возможным, потому что все документы связаны с историей ионосферной станции», - говорит Елена Дубкова, руководитель службы госохраны культурного наследия ЯНАО.

Быть ли новому музею и где его разместить? Вопрос, похоже, снова повис в воздухе.

«На сегодняшний день в нашем городе такого здания по большому счету нет. И к тому же история строительства номер 501, какой бы грандиозной она ни была, не охватывает всей полноты темы. Если мы говорим о заключенных, репрессированных, то почему выбрасываем период 1920-х годов, 1930-х годов. Тогда округ в 2-3 раза вырос исключительно за счет спецпереселенцев», - подчёркивает Алексей Мазурин, заведующий сектором новой и новейшей истории МВК имени Шемановского.

Появится ли когда-нибудь музей 501-й стройки, или назовут его музеем политической истории Ямала – пока неясно. Однако нет сомнений, что силами одних энтузиастов вопрос с мертвой точки не сдвинется еще очень долго.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика