Мастерить табуреты или пасти оленей: как педагогам совместить академические часы и тундровую школу жизни?

Школа – это второй дом. Нам всегда так говорили, для многих так на самом деле и было. В школу мы ходили не только учиться, но и общаться, находить друзей, пробовать себя в творчестве и спорте. Но сельская школа – это совершенно отдельная тема. Там ребятня действительно живет – в маленьких поселках развлечений немного, а в школе есть своя библиотека, сегодня все чаще с компьютерами и интернетом, в школе для детей устраивают разные кружки и секции, часто именно в школьных стенах проходят сельские культурные мероприятия. В общем, школа на селе – это негласный центр общественной жизни. О ее проблемах подробно говорили в Чебоксарах, на всероссийском съезде сельских учителей. Мероприятие провела министр образования и науки Ольга Васильева, которая обнадежила – сельские школы закрываться не будут. На съезде побывали и ямальцы. Рассказали коллегам, как у нас обстоят дела с образованием на селе.

На Ямале не поддались недавнему тренду профильного министерства и не стали закрывать малокомплектные школы в отдалённых посёлках. Отстаивать право на образование в малочисленных населённых пунктах приходилось ежегодно. И вот уже и министр образования на последнем всероссийском съезде сельских школ заявила, что их не закрывать надо, а наоборот – развивать. Делегат съезда от Ямала Григорий Лымар этой федеральной переориентации откровенно рад: «У нас на Ямале, я хочу отметить, ни одна школа не была закрыта. У нас ежегодно принимается постановление правительства, где утверждается перечень малокомплектных школ».

Сейчас в России – двадцать пять тысяч школ. Двенадцать тысяч из них – малокомплектные. На Ямале картина складывается обратная: подавляющее большинство детей живут и учатся в городах. Всего в регионе в прошлом году обучалось более семидесяти тысяч школьников. В сельские школы ходили пятнадцать тысяч детей. Их обучают тысяча триста педагогов. Познакомиться с их работой мы решили на примере одной из старейших ямальских школ – в селе Харсаим Приуральского района. Она работает с 1948 года. Риорита Разинкина хорошо помнит, как учились маленькие тундровики в середине прошлого века. «За детьми с сентября месяца, начиная с конца августа, ездили, собирали по тундре. Привозили их, мыли. Учили их, как пользоваться всеми средствами гигиены. Учили русскому языку», - вспоминает она.

Тогда в школе было заполнено всего три класса. Сейчас, конечно, гораздо больше. «Три года назад у нас было 116 учеников. В прошлом году – 126. А нынче уже целых 140. У нас и садик тоже принадлежит нам - школа-детский сад. В садике – очень большие группы. Сейчас классы пошли: первый класс – 24 человека, второй класс – 19 человек. Народу очень много, а раньше была наполняемость 10-12 человек», - говорит заместитель директора по воспитательной работе школы села Харсаим Екатерина Климова.

Если в районных центрах на Ямале уж построили современные просторные школы, с учётом всех новейших требований и по безопасности, и по технологическому оснащению, то до отдалённых маленьких посёлков, что называется, руки ещё не дошли. Харсаимская школа – не исключение. Это деревянное здание построено в середине семидесятых годов прошлого века. Одиннадцатый год преподает здесь Галина Городилова. Прозвучавшая на съезде идея лечить в школьном медицинском кабинете всех желающих, а школьную библиотеку сделать общедоступной для односельчан, её явно не вдохновила. «Медицинские, а также библиотечные услуги не стоит предоставлять населению, у нас есть прекрасная сельская библиотека. Там есть всё, что нужно человеку. Также у нас есть ФАП, поликлиника, хоть и небольшая, но всё равно там оказывают услуги населению. И я думаю, что не стоит - это уже будет лишнее», - считает учитель географии и физкультуры, председатель профкома школы села Харсаим Галина Городилова.

Специфика сельского образования в арктическом регионе – большое количество школ-интернатов. Из тридцати девяти поселковых школ – двадцать четыре одновременно являются и местом проживания детей из числа коренных народов Севера. Обучаются в них около девяти с половиной тысяч детей.

Конечно же, детей в сельских школах обязательно нужно обучать тем навыкам, которые пригодятся им во взрослой жизни. Иначе дети рыбаков и оленеводов разучатся ловить рыбу и пасти оленей, разучатся мастерить кисы и шить малицы. Акцент на преподавании в сельских школах предметов, которые помогут им не растерять жизненные уроки арктической тундры, стали делать на Ямале с начала двухтысячных годов. Даже договоры с совхозами и сельскохозяйственными общинами начали заключать, чтобы меньше было проблем у ребят с дальнейшим трудоустройством. «После окончания школы, понимаете, эти дети - уже полноценные работники тех совхозов, общин, которые взаимодействуют со школой-интернатом. Там целый ряд предметов: эоленеводство, этнотехнология, малая техника Севера и так далее, которые нужны затем для жизни в сельской местности, в условиях тундры, лесотундры. И, конечно, все эти предметы влияют на последующую социальную адаптацию детей в жизни», - поясняет начальник отдела регионального развития департамента образования ЯНАО Григорий Лымар.

В Харсаиме тоже мечтают о профильном обучении детей для конкретной работы в тундре. Но для этого, увы, пока многого не хватает. «Если детей обучать именно национальным традициям: рыболовству, охоте или оленеводству, для этого нужна база, где должны быть какие-то ангары для техники, должны быть какие-то помещения для разборки-сборки, и, конечно, обработки разных габаритных материалов», - считает учитель труда Сергей Лондо.

Пока всего этого нет, здешних мальчишек учат работать с деревом и металлом, а девочек – шить и готовить. Ну, а самые маленькие уже умеют вырезать бумажных голубей. И запускать их в северное небо.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика