Как Ямал стал центром меновой торговли 2 тысячи лет назад, и что послужило импульсом к появлению древнейшей металлургии в Заполярье
Чтобы точнее узнать будущее надо внимательнее всмотреться в прошлое. Гипотезы разные – интерес общий. Как в зеркальном отражении древнего артефакта уважаемая международная археологическая коллегия рассмотрела бесспорный факт, что и в незапамятные времена Ямал находясь географически с краю на всех картах, был центром меновой торговли и развития для тех времен, высокотехнологичного металлоплавильного ремесла. Авторитетные мнения выслушивала и прислушивалась Мария Семенова.
Почти два года ученые бились над происхождением древних зеркал, найденных обычным рыбаком в районе поселка Горнокнязевск, недалеко от Салехарда. Он хотел покопать червей, а наткнулся на клад. Артефактам – по две тысячи лет. Ученые тогда предположили, что металлические зеркала попали на север благодаря торговым связям на рубеже эр между коренными жителями Арктики и центрами различных цивилизаций Евразии. Быть может, из Индии и Пакистана, где были распространены похожие изделия? Правда, польский ученый – участник международной конференции «Археология Арктики», считает эту гипотезу ошибочной. Знаток сарматской культуры, она уверена, что такие зеркала значительно раньше появились у степных кочевников.
«Зеркала из клада очень похожие на сарматские зеркала, которые были открыты в рамках сарматский культуры. Но очень странно, что они попали так далеко на север», - считает Барбара Незабитовка-Вишневска, профессор Университета им. Марии Кюри-Склодовской, Польша.
То, что аборигены Севера жили отнюдь не изолированно от внешнего мира, подтвердили многие археологи.
«Связи с южными регионами были во все исторические периоды. Арктика чем-то привлекала людей. Хотелось бы разобраться чем. Почему сюда шло так много людей с этими товарами, вещами», - говорит Наталья Полосьмак, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН.
Ученые пока только в самом начале пути: в российской Арктике еще немало открытий, которые только предстоит сделать. Между тем некоторые ямальские памятники уже вошли в золотой фонд отечественной археологии. Усть-Полуй – это наше все. Сегодня он считается самым северным местом в Арктическом регионе, где было освоено производство железа около 2 тысяч лет назад. Что послужило импульсом к появлению древнейшей металлургии в Заполярье, специалистам еще нужно выяснить. А пока готовится к выходу первый двухтомник об этом памятнике.
«Каждый из томов будет по триста страниц - материал выйдет в конце декабря и будет называется «Усть-Полуй. Материалы исследования». Усть-Полуй в двухтомник вложить невозможно. Это будут первые два тома, а потом выйдут еще два. Как минимум», - пояснила Наталья Фёдорова, заведующая сектором археологии Научного центра изучения Арктики.
С Усть-Полуеем связана еще одна идея, которую лелеют уже не первый год.
«Сейчас там никаких работ не производится. Это уникальный памятник. И в резолюции было зафиксировано, что сегодня назрела необходимость, с учетом того, сколько труда было вложено, его сохранить. Те артефакты, которые собраны, и сам памятник, нужно музифицировать. То есть должен быть музей», - считает Алексей Титовский, директор Департамента по науке и инновациям ЯНАО.
Еще одна задача, которая стояла перед участниками международного форума – через прошлое попытаться понять настоящее. Например, с экстремальными явлениями в природе северные аборигены сталкивались во все времена. И узнав, как они приспосабливались к изменениям климата, можно подготовиться к современным вызовам. А ух уже немало. Финские ученые исследуют, как погодные условия влияют на ненецкое кочевое оленеводство. Они уверены, что потепление климата, таяние льдов в Баренцевом и Карском морях и интенсивные осадки, такие, как ледяной дождь, уже приводили к массовому падежу оленей. Поэтому, с одной стороны, предлагают установить мобильные бойни, с другой – улучшить прогноз ледовой обстановки.
«Мы рекомендуем также обеспечить мониторинг, контроль за ситуацией. Чтобы можно было предвидеть риски», - отметил Брюс Форбс, профессор центра исследования Арктики Университета Лапландии.
Рекомендации и предложения участников вошли в резолюцию, которую приняли по итогам конференции. Археологи решили встретиться снова. В таком же узком кругу. Не так уж и много в мире ученых, исследующих древности Арктики. Тем весомее каждое их научное слово.