История святыни и дневник крестного хода. Николай Чудотворец возвратился в Салехард после большого путешествия по Ямалу
Святыня вернулась в родные стены. На этой неделе лик святого Николая Чудотворца завершил большой крестный ход по Ямалу и теперь его обитель - в салехардском храме Петра и Павла. За 12 дней путешествия приложиться к образу смогли православные ямальских городов и поселков. Святой угодник после долгой реставрации в Троице-Сергиевой лавре по-настоящему преобразился, но не утратил первозданного вида. А его судьба похожа на остросюжетную сказку со счастливым концом – спасение от большевиков Святитель нашел у кочевников тундры, а спустя почти век, вернулся – неся верующим чудесный знак.
Рейс Надым – Салехард встречает сам владыка Николай. На борту церковная святыня – вновь обретенная икона Николая Чудотворца. Перед этим епископ вместе с нею побывал уже почти во всех православных приходах Ямала.
На пороге дома - Обдорской церкви - Николая Чудотворца уже ждут. Из рук владыки икону принимает настоятель храма Петра и Павла. Наконец-то, можно видеть, как освежился и посветлел образ после того, как над ним потрудились монахи Троице – Сергиевой лавры. Они восстановили венец на ризе, освежили краски, сохранив при этом оригинальный оклад. Лик преобразился, но подлинности своей икона не утратила. К общей молитве о радости обретения присоединились, наконец, и верующие салехардцы.
Весть о том, что Чудотворец вернулся в стены, которые ему когда – то пришлось покинуть, прихожане встречают благоговейно. Для них это чудо, особый знак свыше. По окончании торжественного молебна, люди не покидают храм, а становятся в очередь, чтобы приложиться к святому лику и унести с собой частицу его благодати.
Святого Николая на Руси любили всегда. Лик чудотворца, покровителя путешественников, сопровождал когда-то первопроходцев Сибири, оберегая их от невзгод и опасностей. Благодаря русским миссионерам, он был принят и на Севере, завоевав доверие у ханты, ненцев и селькупов. В записках полярного исследователя Константина Носилова есть рассказы кочевников о том, как святитель Николай «являлся им и спасал от бед, и многие после этого принимали крещение». Такие истории из прошлого стали настоящим откровением и для владыки Николая, в чем он и признался на своей пресс – конференции, устроенной в честь большого события.
«И вот люди, приходя на ежегодную ярмарку, а кто-то просто заходя в храм из любопытства - узнавали в иконе Николая своего благодетеля. Многие принимали крещение», - говорит епископ салехардский и новоуренгойский Николай.
С иконой связан еще один исторический факт. В конце 19 века между двумя существовавшими тогда православными общинами возник спор, где должен храниться лик Николая Угодника: в каменном храме или деревянной церкви. В конфликт пришлось вмешаться архиерею Тобольскому и Сибирскому, который и определил: икона должна остаться в старом деревянном храме святых апостолов Петра и Павла. До дней сегодняшних этот храм, конечно не ожил. Деревянную церковь большевики разрушили, и с тех пор след иконы был утерян на многие годы.
Столько любви и внимания достается не каждой святыне. Но ведь и далеко не у каждой такая удивительная судьба. Почти 100 лет святой образ хранили у себя кочевые ненцы. А потом икона попала к охотнику из Красноселькупского района, - он и вернул ее настоящим владельцам. Тогда и стали известны подробности всей этой давней истории. Кочевые предки хранителей в годы красного террора жили возле Обдорска, и когда большевики разрушали храм, ненцы под покровом ночи вынесли и спрятали у себя икону и богослужебные книги. Книги теперь хранятся в краеведческом музее Красноселькупа – их возраст удалось определить по водяным знакам.
«Водяные знаки представляли в то время год изготовления книги. В конце книги указано, что данная книга была напечатана в типографии Почаевской в 1785 году», - рассказала Ирина Бойко, экскурсовод Красноселькупского краеведческого музея.
Кем, где и когда была написана эта икона - неизвестно. Но это обстоятельство никак не мешает радости верующих от обретения утраченной святыни. Около двух тысяч километров пути, более 10 храмов – этапы современного путешествия Николая Чудотворца. Но долгий его путь еще не окончен. Святителя ждут верующие в Ямальском и Шурышкарском районах. Они придут, чтобы поблагодарить его за заботу и помощь, как это уже сделали семь тысяч православных ямальцев.