Особый праздник для Ямала. Об истории северного судоходства и тех, кто посвятил жизнь флоту
4 июля в стране отмечается День работников морского и речного флота. Для Ямала эта сфера жизненно-важная. Каждый год речной флот стараются обновлять, при этом сохраняя историю. О ямальском судоходстве от 16 века до наших дней
Как обуздать речной тягач в любую погоду знает Игорь Сатушев. За 25 навигаций он изучил РТ-шки вдоль и поперек.
Посвятить жизнь флоту была мечта детства. Жил будущий речник в городе Колпашево на Оби. Там же окончил речное училище. И началась романтика флотской жизни.
Был матросом, штурманом, сейчас механик и сменный капитан. В свое время прошел все протоки Оби.
На переправе Салехард-Лабытнанги трудится второй год. И хотя со стороны может казаться, что работа монотонная, драйва всегда добавляет ветер.
«Бывает солнышко светит, в любой момент ветер дунул. Заходишь спокойно, все знаешь, что ветра нет. Он бывает с такой стороны дует, как всегда не вовремя, и как всегда не с той стороны с какой надо. И надо вылавливать, выравнивать пароход, ловить его. Потому что всегда стоят на причале паромы. Чтобы не было никаких ситуаций, не стукнуть никого, и в берег не впахаться», - сказал Игорь Сатушев, механик, сменный капитан РТ.
Читайте также: Дмитрий Артюхов поздравил ямальцев с Днём работников морского и речного флота
Чтобы бороздить просторы Оби, нужно знать много нюансов и каждый подход к берегу не похож на предыдущий.
За сутки РТ-660 успевает сделать 26 рейсов из Салехарда в Лабытнанги и обратно. Но бывают ситуации, когда из-за большого потока машин приходится работать по наполнению. В эти случаях судно делает минимум три десятка рейсов.
Узнать много нового о речном транспорте и познакомиться с якорями разных столетий, совсем скоро можно будет на авторской экскурсии Геннадия Сысолятина.
Активный пенсионер уже дважды находил средства фиксации судна. И знает о них больше остальных.
Эта экскурсия будет проходить в нескольких точках окружной столицы. Необычная коллаборация туристско-информационного центра, музея имени Шемановского, предприятий речного транспорта и частного коллекционера Сергея Селихова обещает стать интересной новинкой.
«Вот это старинный якорь с Урала середины 18 века, до 1850 года как мы говорили, Серебрянского завода на Урале. И рядом еще якорь холла и якорь Кузнецова», - рассказал Геннадий Сысолятин, краевед.
Познакомиться с историей обского судоходства могут и посетители салехардского речного вокзала. Сотрудники главного музея Ямала открыли небольшую выставку.
Судоходные реки севера Западной Сибири всегда были транспортными артериями края. А в 16 веке на Оби был основан Обдорск - нынешний Салехард. В экспозиции представлены фотографии, документы, спасательный круг с брандвахты, рында с парохода «Академик Богомолец» и даже деталь судна 17-го века, найденная в Мангазее.
«Это часть корабельного люверса - это деревянная деталь корабля, предназначенная для такелажа, то есть куда продеваются тросы. Примерно так», - отметил Константин Карташов, научный сотрудник сектора новой и новейшей истории МВК им. Шемановского.
Судоходство на Ямале не потеряло своей актуальности и сегодня. Речным транспортом каждое лето доставляют необходимые грузы, товары и топливо в отдаленные поселения, транспортируют технику к месторождениям.
На паромах отправляются и в отпуск. Сегодня в округе работают 8 межмуниципальных и 1 межрегиональный маршрут. Закупается новая техника.
«Это КС -162,который планируется запустить на маршрут Салехард-Катравож, эти суда более скоростные , чем сегодня выполняет теплоход «Фарман Салманов» в Катравож, в раза быстрее люди смогут добраться до Салехарда. Быстрее всего расписание будет согласовано, что в некоторые дни будет выполняться 2 рейса, чтобы люди могли съездить в Салехард, сделать свои дела и вернуться обратно», - прокомментировал Виталий Лагутин, директор ГКУ «Дирекция транспорта ЯНАО».
Значения судоходства на Ямале сложно переоценить. У нас до сих пор фактически нет дорог и летом добраться из далеких поселений можно либо по воздуху, либо по воде.
Преимущество речного транспорта в его доступности. Билет на метеор дешевле вертолетного. А современные суда обеспечены всем для комфортной поездки.
Именно поэтому сезон большой воды в округе ждут не только флотские, но и все ямальцы - от деревенских до городских.