Дух Старого Обдорска. Масштабная реставрация столетнего дома Терентьевых завершилась
На этой неделе купеческая усадьба в окружной столице обрела вторую жизнь. Масштабная реставрация столетнего дома Терентьевых завершилась. Экскурсию по Старому Обдорску провели для журналистов. Интерьер воссоздавали по крупицам, основная сложность в том, что образа и подобия, на которое можно было бы ориентироваться, у мастеров попросту не было. Что-то подсмотрели в документальных источниках, что-то подсказало историческое чутье и воображение. Но, так или иначе, усадьба снова ожила. Вместе с ней – и некоторые семейные тайны хозяев, натерпевшихся от мятежного 20 века с лихвой.
Печь «голландка» с изразцами – это, пожалуй, единственный объект, которого не было в домах конца 19 – начала 20 века в селе Обдорск. Зато такая роскошь вполне могла согревать теплом семью в центральной России. Создать образ купеческого дома Терентьевых целиком - сегодня не получается. Фотографий или других архивных документов, которые бы показали быт северян, просто, не осталось. Интерьер дома собирали, что называется, по крупицам.
«Когда уже вскрыли обшивку, старые стены, мы увидели тот истинный брус и уже конфигурация комнат, коридора – она уже подлинная. Интерьеры воссоздали по аналогам, именно такого западно-сибирского домостроения, по аналогам тобольским», - рассказывает Елена Дубкова, заместитель директора департамента культуры ЯНАО.
5 комнат готовы на 100%. Часть мебели для них сделали здесь же, на Ямале, остальную пришлось закупать в антикварных магазинах областной столицы, так же как и часть посуды. А вот текстиль на окнах и кровати – дело рук местных мастериц. Их пошили белошвейки окружного центра национальных культур. Правда, перо, в матрацах пришлось заменить на сено – уж слишком много понадобилось бы мягкого материала. Зато самотканые коврики на полу кухни - сверстницы самого купеческого дома. Наполнение некоторых комнат еще впереди. Витрины сувенирной лавки, например, пополнятся, когда здесь обоснуются новые хозяева – мастера Окружного дома ремесел. А в гостиную вернется часть клада.
Возможно, что уже в этом году на стене комнаты две из пяти найденных православных икон. Лики святых были, как раз обнаружены в этом помещении при разборе дома. 39:40
Остальные три иконы украсят иконостас Преображенского собора. В настоящее время находка на реставрации в Тобольске. Собственную версию появления тайника выдвинул единственный прямой потомок купца - Иван Терентьев. В личном архиве, на старой пожелтевшей от времени фотографии, в кадре – одетый в рясу родной отец невестки Осипа Осиповича. Он служил в начале мятежных 20-х в миссионерской церкви Обдорска. Сама же супруга сына основателя династии - Анна учила там детей.
Возможно, истинная вера и заставила спрятать самое дорогое – иконы в собственном доме. Хотя тогда – такой подвиг мог привести к расстрелу. Участи этой не избежал и Макар Осипович. Это он был за старшего в большой семье Терентьевых, когда на Крайний Север пришла коммунистическая власть. Не спасло ни отречение от родных, ни побег в тундру. Арест и смерть купеческого сына в тобольской тюрьме – стали трагедией для всей семьи, которую из большого дома на Ламбиных выселили в холодные обдорские бараки.
Наследство купца Терентьева в виде предметов утвари и небольшой суммы денег также вернутся под родную крышу. Правда, наряду с историческими предметами, здесь появились и вполне современные: новая система отопления и вентиляции. А в случае ЧП сработает система пожаротушения, аналогов которой в окружной столице еще нет.
Побывать в 19 веке, прикоснуться к истории и увидеть своими глазами старый Обдорск в новом исполнении уже совсем скоро сможет любой желающий. Для посещения комплекс городской усадьбы откроется осенью этого года. А пролить свет на некоторые до сих пор неизвестные общественности факты из жизни семьи готов продолжатель рода Иван Терентьев.