В Тобольске хотят создать первый в мире «мамонтовый зал»
Известный косторез Минсалим Тимиргазеев организовал в Тобольске Музей истории кости. Частый гость Ямала работает сейчас над несколькими проектами сразу. Один из самых амбициозных - создание уникальной «мамонтовой комнаты».
Хозяин заведения сам встречает нашу съёмочную группу. В руках у него ямальский бубен, а на теле одежда в северном орнаменте. И все это на фоне сложной инсталляции под названием «Как медведь пришел на землю». Она устроена в самом центре зала, целиком посвященного мифам Крайнего Севера. Охотники на снегоступах, оленьи упряжки, северные идолы, люди, звери и рыбы – и все это из кости. Не исключено, что именно это помещение станет первым в мире «мамонтовым залом» - таким же уникальным, как янтарная комната в Екатерининском дворце. «В одной из комнат будут полностью предметы сделаны из кости: двери, витрины, все будет иметь отношение к кости. Даже некоторые элементы пола будут отделаны костью», - рассказывает Минсалим Тимергазеев, косторез, арт-директор Музея история кости.
Минсалим давно грезит этой мечтой. И чем невероятней выглядит проект, тем сильнее. В соавторы «мамонтовой комнаты» уже записались косторезы Ямала и Тобольска, Таймыра, Архангельска и Якутии. Покажут они людям и шаманов ямальских, и мамонтов могучих, расскажут про морозы трескучие, охотников отважных, про соболей, и белых сов. А пока гостям предлагают уже готовые экспозиции. Вот, например, матрешки в нарядах северных народов. Они деревянным куколкам очень идут.
Но все же, главные экспонаты здесь из особого материала, Музей истории кости – название обязывает. «Здесь все, что касается истории кости: бытовое использование в разные времена, древние экспонаты, которые находят в раскопках, артефакты, современные изделия, направления разных школ России и Зарубежья», - поясняет Ирина Вишнякова, косторез, заместитель директора мастерской Минсалима.
Старые и современные станки косторезов, самые разные материалы для работы. Осетровый клей – лучше до сих пор не придумали. Плоды слоновой пальмы и других орехов – от грецкого до кокосового, бамбук, китовый ус – все это сгодится в работах по кости. Есть в витринах даже бруски из белого пластика. В советское время, когда народный промысел поставили на поток, натуральное сырье - мамонтовая кость -стало дефицитом. «Стали искать какие-то заменители, например, зуб кошалота, чтобы спасать фабрику тобольскую, нужно было норму выдавать. А в это время научно-исследовательский институт художественной промышленности в Москве начал изобретать заменители, смешивали какие-то массы с мамонтовой костью, коровьей пылью», - вспоминает знаменитый косторез.
Но заменители так и не прижились. Сейчас изделия «под кость» из крашеного пластика вовсю штампует Китай. А вот художники из Тобольска традициям не изменяют. Одна из миссий музея – поддержать преемственность народного промысла, еще одна – сохранить имена его мастеров. Музей истории кости сегодня один из туристических центров Сибири. Располагается он на очень выгодном месте - прямо напротив знаменитого тобольского Кремля.