Итальянская Арно и сибирская Обь: одно хантыйское святилище на берегах разных рек
Деревня Ханты–Мужи и итальянский город Флоренция повязаны одной общей тайной. История, связанная с одним из музейных комплексов парка «Живун» тянет на сюжет приключенческого фильма, который мы бы назвали «Мужигортское святилище».
На белоствольной почти не осталось свободного места – священное дерево видно издалека. Мимо этой березы просто так не проходят. Отвешивают поклоны и угощаются скромной трапезой.
«Корнями она общается с нижними Богами, которые у нас под ногами, там же духи нижнего мира. Середина – листва общается с духами среднего мира, с людьми. А кроной упирается в небеса и общается с духами верхнего мира», - поделилась Алла Конева, жительница с. Мужи.
Когда – то в мужегортах, так назывались Ханты-Мужи, стояло другое святилище с деревянными идолами. А эти елани - появились здесь всего несколько лет назад.
«Характерны, например, вот такие широкие носы. Это мне кажется, какая – то отличительная черта этих изображений, которые мы видим на фотографиях Сомье», - рассказала Анна Брусницына, директор Шурышкарского музейного комплекса.
Чужеземное имя Сомье Анна Брусницына произносит отнюдь неслучайно. Обрядовое место мужигортских юрт реконструировали по материалам итальянского ученого Стефано Сомье. Побывавшего в этих местах в 1880 году. И узнала об этом случайно лишь сто лет спустя этнограф Елена Привалова, будучи молодым ученым она наткнулась на книгу Сомье «Лето в Сибири» на языке оригинала. Любопытные факты вскрылись только после перевода на русский - 6 лет назад.
«Он здесь еще заблудился и так далее, но сделки никакой не происходило, то есть все это он описывает очень тщательно. И предметы были изъяты как случайно найденные им самим», - уточнила Елена Перевалова, директор исторических наук, этнограф Института истории и археологии Уральского отделения академии наук РФ.
Антрополог забрал с собой на родину семь хантыйских идолов. А по его описанию было их здесь больше 20. Флорентийский национальный музей антропологии и этнографии до сих пор хранит и экспонирует коллекцию Сомье. А ведь мужигортское святилище считалось бесследно утраченным, ведь судьба остальных идолов не известна.
«Они в идеальном состоянии. Я их всячески фотографировала. Я очень тщательно все обсняла, каждого в отдельности», - сообщила Анна Брусницына.
21 идол, семь из которых - точные копии. По фотографиям шурышкарские мастера и восстановили обрядовое место предков, которое сами потомки уберечь до наших дней не смогли.