Блудный соболь. Что заставляет зверьков менять привычную среду и мигрировать?
Что заставляет соболей менять привычную среду обитания и двигаться все дальше на север? И почему песец на Ямале мигрирует дважды в год? Ученые пока в недоумении пожимают плечами и обещают изучить феномены. Для этого у них в арсенале есть специальные технические средства.
Дорога до Еркуты занимает у нас целый день. По разбитому зимнику это более 200 километров постоянной тряски. Ученый Соколов еще в начале пути добавляет интриги. Такучи Лаптандер – хозяин фактории и давний помощник ученых приготовил нам сенсацию. И вправду, как только мы появились на пороге, охотник показывает нам темную блестящую шкурку. После месяца покраж хозяйской еды в капкан попался соболь.
«Мне 63 года, я всю жизнь здесь живу. Вообще, такого я не слышал, ни от стариков, вообще не было такого, чтобы он появился здесь. Даже там, где Салехард, Лабытнанги, я и там не слышал. А чтобы тут поймать! У меня слов нет!», - удивляется Такучи Лаптандер, хозяин фактории «Еркута».
Этот пушной зверек здесь, действительно, неожиданный гость. Самая северная точка, где встречали соболей – верховья Полуя. Но это на триста километров южнее Еркуты. Обитает он в тайге, а тут и кустика не найти – кругом снежная пустыня. Сохраненную тундровиком тушку животного ученые будут исследовать в лаборатории. Они надеются понять, что именно могло увести соболя так далеко от привычных мест обитания.
«Специалисты его вскроют на образцы ткани, выварят череп, можно будет определить пол, возраст, упитанность и содержание желудка, чем он питался, и мускулатура и мех - на стабильные изотопы, по ним мы можем сказать, чем животное питалось последние 3-4 месяца до того, как оно погибло», - объясняет Александр Соколов, орнитолог, заместитель директора Арктического научно-исследовательского стационара РАН г. Лабытнанги.
Ничуть не меньше научных загадок, пусть и не таких невероятных, преподносит, обычный в этой тундре зверь, песец. Точно известно, что ямальская полярная лиса дважды в год, осенью и весной, мигрирует по округу. Ее собратья в других арктических странах такой привычки не имеют. Куда и зачем ходят песцы на Ямале? Чтобы узнать ответ, на диких животных впервые наденут специальные ошейники.
«Я думаю, что большинство жителей Салехарда и Лабытнанги летом песцов не видят, но каждую осень или, периодичность в 3-4 года, песцы приходят в город на помойки, а летом они опять исчезают. Для того, чтобы научно изучить этот вопрос, существуют современные методы, такие как спутниковая телеметрия», - говорит Александр Соколов, орнитолог, заместитель директора Арктического научно-исследовательского стационара РАН г. Лабытнанги.
Пока у ученых два таких ошейника. Для достоверности данных нужно как минимум 10. А в идеале - гораздо больше. Песцов до ночи мы так и не дождались, а очень хотелось заснять процедуру «метки» животных. Не беда – шанс у ученых еще будет. На Еркуту они ездят хотя бы раз в месяц даже зимой, а программа наблюдения за полярными лисами, скорее всего, станет многолетней. И это будет продолжением мониторинга экосистемы Ямала.