Заброшенный геологический поселок в Уральских горах.Чем жил в прошлом веке Полярный?
«Именно в этом посёлке весь, новый микрорайон, который уже разбирается. Школу строил, контору, который уже тоже нет — сгорела, медпункт. Конечно, жалко, что это просто напросто разрушилось», — с сожалением говорит Василий Маурик.
Посёлок Полярный, его уже нет на карте. Он появился в первые годы молодого Советского государства. В войну использовался как перевалочный пункт, для доставки молибденовой руды, добываемой зэками ГУЛАГа. Дорога к заброшенным шахтам и развалинам зоны сохранилась и по сей день.
Посёлок Полярный создавался, для освоения Харбейского месторождения, когда в стране был дефицит молибдена. Вот отсюда до месторождения приблизительно 40 км. А за моей спиной сейчас находится разрушенный мост, таких когда-то было не меньше 20-ти, все они стояли по дороге до Харбейского месторождения.
Но к окончанию разведочных работ вначале 50-х, полярный молибден оказался стране не нужен: открылись месторождения на юге, завозился дешевый с Китая. По причине высокой себестоимости Харбей законсервировали. Но было второе рождение, в советское время использовался как крупная база и поселок геологов. Иван Попов был свидетелем тому и участником. Приехал после окончания вуза в 1977-ом, и так остался до закрытия работ Полярно-уральской геологоразведочной экспедиции.
«Здесь велись поисковые работы. Из всего, что есть, главными оказались хромиты, бариты, фосфаты, медь, свинец», — рассказал Иван Попов, геолог.
Эта не впечатляющая видом развалюха — святая святых бывшего посёлка геологов. Керно — хранилище. Уникальный банк данных. Пробуренные километры горных пород и информацию о них хранят именно так. Иван Иванович, говорит, что в этих ящиках не меньше 28 километров породистого камня. Фактически недра в разрезе.
«Материал с закрытием ликвидации поселка был перевезен, в кернохранилище города Лабытнаног и Недра Ямала. То, что осталось это проанализировано, все ценное выбрано и заложено», — рассказал Иван Попов, геолог.
Не по-стахановски, но кипела рядом и другая жизнь. Была школа — восьмилетка, детский сад, дом культуры, магазины, своя дизельная и котельная. Мужья читали советский спорт, жёны обустраивали уют, дочки катались на каруселях, а сорванцы — мальчишки гоняли на великах. Говорят, здесь даже сборная СССР по горным лыжам тренировалась.
Здесь хорошо работала станция железнодорожная, то есть на ней всегда входил и выходил народ.
Последняя семья покинула поселок в 2004-ом, тогда округ потратил на мирную эвакуацию 200 миллионов рублей. Теперь это место называют мертвым городом. Окидывая взглядом, останки чьей-то жизни, становится очень грустно. Ибо против времени человек все еще бессилен.
Читайте новости Ямала и Арктики в нашем Telegram-канале.