«Ямальский Байкал» исследует наука. О комплексном изучении экосистемы озера Большое Щучье
Озеро Большое Щучье вновь исследует наука. «Ямальский Байкал», как его иногда называют местные патриоты, - водоем действительно уникальный. По заказу окружных властей ученые из Барнаула проводят комплексную оценку его состояния – от уровня загрязнения до ассортимента обитателей.
Миф о том, что все ученые скучные сухари – разбился в первую же вылазку на воду. Гидробиолог из академии наук просто не смог сдержать эмоций, оказавшись между двух горных берегов Щучьего. Потом еще ни раз, он и коллеги сравнят озеро со знаменитым Телецким на их родном Алтае.
Комплексное исследование экосистемы озера заказало правительство региона. Нужен свежий взгляд науки – на состояние Большого Щучьего сегодня. Руководитель экспедиции как раз специалист по стоячим водам – лимонолог. Ему и его коллегам уже удалось доказать, что «Ямальский Байкал» гораздо глубже – 163 метра, а не 136, как считалось ранее.
«Прозрачная до 6 метров - это значит, что 18 метров примерно проходит солнечный свет. Идет фотосинтез, нарабатывается биомасса растений, которой потом питаются рыбы», - говорит Владимир Кириллов, научный руководитель экспедиции, заведующий лабораторией Института водных и экологических проблем СО РАН.
По мнению ученых, справедливее бы было назвать озеро не Щучьим, а Хариусным. Так как этой рыбы здесь не счесть, а вот щука совсем не встречается. Это подтверждают и местные оленеводы.
Большая часть времени – в воде или на воде. Тут уж пожалеешь, что не ихтиандры, а то бы работали без перерыва даже под водой. Нужно набрать очень большое количество самого разного биологического материала. В дело идут даже камни – их скоблят, а потом полученную массу тщательно перебирают пинцетами. Это зообентос – население дна водоемов - личинки насекомых, ракообразные, черви, в общем кормовая база рыб. В полевых условиях пока только спиртуют, уже в лаборатории посчитают, взвесят, определят вид.
«Кроме учета потенциальной рыбопродуктивности мы по зообентосу можем судить об экологическом состоянии водного объекта», - говорит Михаил Ковешников, гидробиолог, научный сотрудник Института водных и экологических проблем СО РАН.
В лабораторию института уедет и несколько образцов воды. Гидрохимический анализ определит: есть ли угроза загрязнения озера. На глаз вредные и полезные микроэлементы не определишь. Зато, есть один простой бытовой способ.
«На собственном опыте испытал, что воду можно пить не кипятя - жив, здоров, чувствую себя отлично», - сказал Алексей Салтыков, гидрохимик, Института водных и экологических проблем СО РАН.
Всего за 4 дня экспедиции изучили 16 точек отбора проб: на глубину, прозрачность воды, температуру, кислотность, а также на богатство фито – и зоопланктона. На большом Щучьем наукой исследования проводились и ранее, но подобные этим - впервые.