Ямальских льготников будут лечить российскими средствами
Правительство России запретило госзакупки жизненно-важных лекарств иностранного производства. В «черном списке» – импортные лечебные средства, у которых есть как минимум два российских аналога. Исключение сделано для препаратов из Евразийского экономического союза, в который, кроме России, входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения.
На учете по инвалидности в поликлинике Салехарда Зоя Михайловна Белова состоит с 1999 года. Всю свою жизнь она провела на Севере, отдала ему и силы, и здоровье. С годами проблем у нее все больше и не только с сердцем.
«Я сейчас пришла по поводу рецепта на льготные лекарства. Но их в аптеке нет по льготам. Только платные. Больница всегда регулярно обеспечивала лекарствами. Но на данный момент, конец года, все видимо вышли препараты, те которые мне нужны», - говорит Зоя Белова, пенсионерка.
Отпускать лекарства по льготным рецептам могут только аптеки, входящие в список учреждений здравоохранения округа. Доктора выписывают лечебные средства в соответствии с диагнозом. Если того, что выписано, в аптеке нет, она обязана обеспечить рецепт в течение десяти дней с момента обращения, или, по согласованию с врачом, заменить назначенное препаратом аналогичного действия.
«Заявки составляются по международному непатентованному наименованию. Это действующее вещество. Препараты могут иметь торговые наименования. «Диклофенак», например, у него более 900 наименований. Потому какой препарат придет, какой фирмы - это уже как сыграют госконтракты», - рассказывает Наталья Хохлова, заведующая терапевтическим отделением поликлиники г. Салехард.
Федеральные льготы в округе сегодня имеют тринадцать тысяч человек, около девяносто четырех тысяч имеют льготы региональные. И каждого из них необходимо обеспечить бесплатными лекарствами. На их закупку власти округа на следующий год выделили триста пятьдесят миллионов рублей. На Ямал уже поступают первые партии медикаментов. Но привычных иностранных лекарств среди них с декабря уже нет.
«У нас 2016 год почти «отторговался» полностью еще без этого постановления, потому что оно вступило в силу 9 декабря. Пока только 19 заявок у нас находятся именно с учетом вот этих преимуществ. Мы пока по нему не работали. Результаты сложно прогнозировать», - сообщила Елена Конева, директор ГБУЗ «Межбольничная аптека ЯНАО».
По словам директора, лекарств на фармацевтическом рынке меньше не станет. Связано это с тем, что большая часть самых серьезных препаратов, например, инсулин, сердечно-сосудистые медикаменты, производится на территории России. К сожалению, не у всех российских заводов пока имеются сертификаты СТ1 - документа, указывающего страну происхождения товара.
«Лекарственные препараты поступают за счет окружного бюджета. Они будут поступать в следующем году, и отторговываться», - прокомментировала Елена Банникова, начальник управления лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения ЯНАО.
Из 608 жизненно важных препаратов отечественные аналоги есть только у 282. Закон, правда, не запрещает покупать импортные лекарства людям, категорически не переносящим их отечественные аналоги. Но такую непереносимость при этом должна официально подтвердить врачебная комиссия. Единственная уступка, на которую пошло правительство России, - до конца 2016 года все же считать отечественными препараты, которые упаковываются на территории нашей страны.