Ученые разгадали предназначение иранской чаши, найденной на полуострове Гыдан
Тайны археологических находок раскрываются нам не сразу. Так случилось и с иранской чашей, которую год назад ученые нашли на полуострове Гыдан. Экспедиция ездила туда на разведку, памятников не обнаружила, но несколько артефактов домой все же привезла. В их числе - древний бронзовый сосуд. В его предназначении ученые разобрались только через год.
Этот сосуд из золотистой бронзы Андрей Гусев впервые взял в руки год назад. Тогда он еще не был очищен до сегодняшнего блеска.
Такие чаши археологи называют «иранскими», в 9 – 11 веках их ковали на территории современной Средней Азии. Похожие на Ямале находили и раньше, но только не на северо-востоке. Ученые считают, что древнее кочевое население территории имело между собой достаточно тесные связи.
«Об этом свидетельствует и характер известных археологических памятников. Отсутствие в них долговременных жилищ, а напротив – остатки временных очагов», - говорит Андрей Гусев, научный сотрудник Центра изучения Арктики.
Но самое интересное выяснится позже. Сами того не подозревая, археологи открыли древнее захоронение. И богатый бронзовый сосуд - это часть погребального инвентаря. Внутри чаши сохранились фрагменты черепа человеческого младенца.
«Ребята, когда заподозрили, что это может оказаться погребение, они подрезали вместе с грунтом и мне его отправили. Я расчистила там фрагменты черепа ребенка младенческого возраста, поэтому то, что это было захоронение подтверждено со 100% вероятностью», - рассказывает Евгения Святова, антрополог, г. Екатеринбург.
Ребенок был завернут в шкуру или меховую одежду, фрагменты которой тоже сохранились внутри сосуда. А рядом с ним найден целый погребальный комплект: ножны и рукоять с зооморфным рисунком из бронзы и небольшое украшение в виде височного кольца. Это очень похоже на картину, которую много лет наблюдают археологи в Зеленом Яру. Но только там целый некрополь, а на Гыдане - захоронение одиночное.
«Располагалась она вверх дном – это крупный фрагмент. Неизвестно, была ли она целой или вполне возможно, что была оставлена именно часть чаши, которая закрывала область головы», - пояснил Андрей Гусев, научный сотрудник Центра изучения Арктики.
По оценкам ученых, возраст предметов – около тысячи лет. Само погребение, скорее всего, было разрушено ветровой эрозией. С одной стороны, для археологических памятников это самый вредный природный фактор. С другой - на образующихся «выдувах» часто попадаются артефакты, которые безо всяких раскопок помогают открыть очередной исторический памятник, или хотя бы найти уникальные вещи, как в случае с бронзовой иранской чашей.