Прикоснуться к истории. На Ямале воссоздают керамические изделия по старинным технологиям
20 августа в Лабытнанги пройдёт фестиваль керамики
Эти жгуты из глины скоро превратятся в сосуд. Древняя техника на современный лад находит новое отражение в руках Ларисы Пастернак.
Народный мастер России реконструирует керамику далеких от нас по времени жителей Арктики. За основу авторских реплик взяты фрагменты и описания Горного Самотнёла и святилища Усть-Полуй.
Керамист с 18-летним стажем работы, слепит для фестиваля более 20 предметов с орнаментами тысячелетней давности.
«Этот котел, мы его апробировали - готовили в нем уху. Наши сосуды они функциональны, держат воду. Это не секрет, мы знаем, что надо глазурью покрывать, а когда не было глазури мастера затирали, лощили и делали это галькой или костью», - сказала Лариса Пастернак, народный мастер России.
Керамика - самая массовая находка на раскопках. Неприглядные черепки, которые попадаются исследователям - сродни египетским папирусам.
Сами археологи говорят, что если три куска сохранилось, то это - целый сосуд. По маленьким фрагментам они с легкостью определяют диаметр и высоту древней поделки.
«Это часть, так называемого, венчика - верхней части горшка. Как правило, в эпоху средневековья орнаментировалось вот такими узорами была украшена верхняя часть сосуда. Дно, зачастую, орнамента не имело, и стенки его будут гладкими», - рассказал Андрей Гусев, старший научный сотрудник Научного центра изучения Арктики перед вами фрагменты средневековой керамической посуды.
Читайте также: На Ямал съехались археологи из разных уголков России: что интересуют ученых
Но, самое главное - керамика способна рассказать о дате археологического памятника, его принадлежности к какой-либо культуре, а также чем занималось население.
В музее Шемановского огромная коллекция керамических изделий. Каждый год после археологических экспедиций фонды пополняются доброй тысячью единиц хранения.
Самый большой фонд из Горного Самотнела, древнее поселение в районе Приуралья начали исследовать 11 лет назад.
«Горный Самотнёл превосходит по качеству все остальные коллекции, потому что само тесто исполнено более качественно. Это и какие-то добавки к тесту керамики, это и его фракция, за счет этого она прочнее. Если мы обратимся к Усть-Полуйской керамике, то она более рыхлая. Тесто более крупное и оно может в руках разваливаться и сохранность хуже», - прокомментировала Вероника Могрицкая, старший научный сотрудник сектора археологии и этнографии МВК им. Шемановского.
Первый фестиваль в честь керамики проведут на Ямале, в Лабытнангах. 20 августа мастера древнего ремесла, археологи, музейщики встретятся и поделятся новыми познаниями в истории возникновения и особенностях глиняных изделий Края земли.
«Я уверена, что вот это увидев, современный керамист раскроет глаза, вдохнёт и побежит в свою мастерскую сделать что-то подобное или же свое, но используя опыт древности. Конечно же, хочется, чтобы наш фестиваль послужил источником для зарождения действительно арктической керамики на земле Лабытнанги, на земле Ямала, на земле Арктики», - отметила Галина Гурьянова, искусствовед, заведующая научно-исследовательским отделом научного центра изучения Арктики.
Фестиваль продлится 6 дней - за это время можно успеть на мастер-классы художников-керамистов, экскурсии по музеям Лабытнанги и Салехарда, посидеть у костра на раскопках в Комяцкой деревне. Приходите - история ждет своей публики!