Лагерный пункт №76 у разъезда Глухариный станет музейным объектом
В Надымском районе состоялся первый выезд волонтеров в лагерный пункт 501-й стройки. На разъезде будет создан музей под открытым небом
Вместо чумов и гор – в сталинские лагеря. Гостям Ямала готовят специальную программу познавательного отдыха. Туристы увидят «Мертвую дорогу», которую строили заключенные, а также заброшенные бараки, штрафной изолятор. Лагпункт №76, на разъезде «Глухариный» станет филиалом музейно-выставочного комплекса имени Шемановского. А пока силами волонтеров и краеведов идет очистка территории от мусора.
Читайте также: На Ямале создать музей 501 стройки у разъезда «Глухариный» помогут волонтеры
Остатки строений лагпункта по возведению сталинской дороги расположены на небольшой площадке прямоугольной формы, размером 150 на 300 метров.
Границы очерчены - с юга железнодорожной линией, с запада и севера – рекой Лимбя-Яха. Практически все постройки дело рук заключенных - 352-х мужчин, которым предстояло провести за колючей проволокой от 15 до 25 лет.
Здесь будет филиал музея под открытым небом. Его обустройство стартовало накануне. За дело взялись хранители истории и группа волонтеров из Салехарда и Надыма.
Читайте также: Прокуратура наказала надымские власти за невнимательность к объектам 501-й стройки
Большинство жителей России, особенно молодое поколение, никогда не слышало словосочетания «мёртвая дорога». А ведь это великая и ужасная стройка. Великая по замыслу, но ужасная по исполнению.
«Говорить об этом надо потому, что одно дело прочитать в учебнике или услышать от кого-то, другое — увидеть это своими глазами, прикоснуться к истории. Нам этого самого прикосновения не хватает», - отметил Алексей Мазурин, заведующий сектором новой и новейшей истории МВК им И. С. Шемановского.
На протяжении сотен километров было расположено несколько десятков лагерей. Но именно 76-й, у разъезда «Глухариный», сохранился лучше, чем остальные. Несмотря на время, пожары и деятельность человека - на территории стоят технические сооружения, вышки, ограждения и руины бараков, в которых жили заключенные.
Историкам, краеведам и волонтерам предстоит проделать большую работу не только по уборке лагпункта, но и по его частичному восстановлению. И, возможно уже через два года первые группы туристов смогут прикоснуться к истории строительства Сталинской дороги.