Кризис – проблема общая. О том, как чувствует себя ямальский малый и средний бизнес на примере Нового Уренгоя
Кризис – проблема общая. Но труднее всего сегодня приходится малому и среднему бизнесу, снова вынужденному не работать, а выживать. Большинству предпринимателей, в том числе и ямальских, пришлось срочно переориентироваться, оптимизировать расходы, менять поставщиков, ассортимент товаров и услуг.
Константин Санжара 20 лет занимается строительным бизнесом. В основном выполняет капремонты детских садов, больниц и других учреждений, в том числе и на промыслах. А еще, он владелец магазинов с товарами для квартирных обновок. Но нынешний кризис, считает Константин, затянулся надолго. А значит, и пояса затягивать придется дальше. Начал с оптимизации расходов — искал новых поставщиков, выбирал, чем можно заменить импорт, не потеряв при этом в качестве. Отказался от лишних транспортных расходов. И мониторил, что сейчас интересно потребителю.
«Если не будет продаваться текстиль и стройматериалы, то начнем торговать песком. Не будет песок продаваться, то будем другие услуги оказывать», - говорит Константин Санжара, директор строительной фирмы.
Попала под удар и сфера развлечений. Из кинозалов люди пересели на домашние диваны и попкорн из микроволновки. В магазинах — затишье. Даже в кафе на бизнес-ланч можно попасть без резерва столика. Мыслит наперед и руководство крупного ресторанного холдинга. Под крылом Анны Клюевой 8 заведений. Веяния кризиса и снижение объема продаж предприниматель почувствовала еще до того, как он накрыл страну.
«Поставили для себя задачу — развиваться. За 1,5 года прошедшие мы наоборот открыли 3 новых помещения. 1,5 года назад стали чувствовать увеличение цен, санкции добавили проблем с продуктами, которые пришлось заменять. Это был самый тяжелый процесс. Покупательская способность снизилась. Все это чувствуют», - рассказывает Анна Клюева, директор ресторанного холдинга.
Цены сдерживали до последнего, рассказывает Анна. Ведь кафе — не магазин, так просто суммы не перепишешь. Где-то пришлось отказать от дополнительных залов, где-то — расстаться с частью персонала. Есть и большие обязательства перед банком. Но опускать руки бизнес-вумен не намерена.
«Последние 3-4 месяца можно говорить о том, что истерика прошла, все стабилизировалось, стало понятнее с ценами, наличием», - отметила Анна.
В этом случае нестабильность экономики — как закалка для бизнеса. Именно малому и среднему бизнесу в этом плане маневрировать легче. Крупным акулам рынка не так-то просто развернуть в противоположную сторону.
Минус в том, что у середнячков, как правило, нет финансового резерва. Им приходится обращаться за кредитами в банк. Есть еще возможность попытаться выиграть гранты. Но идут на конкурсы не все, считая, что такая поддержка рассчитана на новичков.
Грант в размере 300 тысяч помог открыться фитнес-центру, это случилось меньше года назад. В разгар и роста валюты, и переживаний большинства по этому поводу.
Здесь разработали собственную антикризисную программу. Заниматься фитнесом в можно даже ночью. Для определенной части населения предусмотрены скидки, а то и бесплатные посещения.
Выбранная стратегия себя оправдывает, считает руководство. Есть уже и победы — новоуренгойский фитнес-центр выиграл в конкурсе среди представителей малого и среднего бизнеса, как лучший социально-ориентированный проект.