Как выживают бесприютные люди без определенного места жительства и близких?
По официальным данным, только в газовой столице живет 500 человек без определенного места жительства. Реабилитацией таких людей занимаются госструктуры и общественники, церковь, мечеть и городская больница. Медикам, ради соблюдения клятвы Гиппократа, иногда даже приходится нарушать правила.
Леонид Васильев в терапии практически свой. Лежал здесь множество раз. Только в декабре выписали, а в феврале вернулся снова. Семья, квартира, работа - это все у мужчины в прошлом. Он бездомный уже два десятилетия. Жил у знакомых, в приюте Нового света. То, что пил лишнее - не скрывает, но все же причину своих бед видит в других, а отнюдь не в себе.
«Жена жила в Белгороде. Прислала адвоката. Подала на развод. Ну, развод так развод. Все бумаги подписал, не читая. Отписал все движимое и недвижимое. Остался без ничего»,- вспоминает Леонид Васильев. Ежегодно только через отделение терапии проходит 10-20 подобных пациентов. Сегодня, когда меняется механизм финансирования медучреждений, месяцами держать койку для пациента, за лечение которого никто не платит, - непозволительная роскошь. Но проблема не только в этом. В прошлом году из 19 бездомных больных, троим, удалось найти семью, они уехали к родным. Остальные вернулись на улицу.
«Они уже знают, что им здесь будет оказана помощь. Выписывать страшно зимой, поэтому мы нарушаем все нормы пребывания. Держим здесь. Был у нас Игорь Мартынович, прожил здесь год и 8 месяцев»,- рассказывает заведующий терапевтическим отделением ЦГБ Ирина Васильева. Для тех, кто волею судьбы остался без крыши над головой, медики собирают одежду, продукты на первое время после выписки. Кому-то вскладчину приобретают билеты «на землю», помогая уехать и начать новую жизнь. Нередко, именно здесь, в тишине больничных палат бездомные переосмысливают прожитые годы, вспоминают о близких, которых не видел десятилетиями. В прошлом году несколько бомжей уехали в Башкирию и на Украину. Правда, врачам не под силу в одиночку справиться с проблемами таких людей.
«Хочу обратиться к жителям города. Проявить милосердие. Помочь таким людям. Никто не знает, как закончится наша жизнь»,- говорит Ирина Васильева. Оказать помощь бездомным в поиске родных к представителям общественных организаций и национальных диаспор недавно обратилась и главврач Ирина Груздева. Многие общественники знают об этой проблеме. И мусульманская община, и православный приход поддерживают обездоленных людей и одеждой и пищей, помогают трудоустроиться. Правда, работать с такими клиентами очень тяжело, признаются активисты. Но результаты есть.
«Порядка 20 человек живут при приходе. Мы им восстановили документы, помогли с работой. Пока, к сожалению, им некуда возвращаться. Тем не менее, нам удалось этих людей почти полностью реабилитировали»,- сказал Владислав Кошельник, помощник настоятеля православного прихода прп. Серафима Саровского. Из больницы Леонид Васильев уедет в комнату, которую снимает. Мужчина через суд восстанавливает паспорт. Ищет родных, которые живут на Дальнем Востоке. Он мечтает хотя бы в старости пожить по-человечески, предел его желаний из «бомжа» превратится в обычного пенсионера.