Большая уборка в Арктике в этом сезоне закончена
Пожалуй, это становится хорошей традицией. Второй год волонтеры шлют с Арктики приветы. Трубы, бочки — бурная деятельность Советского Союза со временем превратилась в хлам истории. Остров Белый стал напоминать свалку. 150 тонн мусора — самый железный этому аргумент.
Сейчас, когда весь лом приехал с острова Белый в Лабытнанги можно подводить итоги. Это вдвое больше, чем собрали в прошлом году. Такого урожая не ожидали даже кураторы экспедиции — ямальский департамент внутренней и внешней политики. Они же не скрывают — не смотря на то, что волонтеры работают на чистом энтузиазме уборка в Арктике стоит не дешево. Только услуги баржи обошлись в 10 миллионов. Капитан Сергей мотается по водам Карского моря уже 12 лет. По опыту знает — ветра в Арктике шальные. Но в этот раз пощадили.
«Погода нас побаловала. Туда без проблем дошли, обратный путь был немного посложнее. Пришлось три раза прятаться от ветра. У нас из трюма вряд ли что выпадет. Но есть определенные риски. Тем более столько навалено, что крепить возможности не было», — рассказывает Сергей Барзеев, капитан судна.
Вся дорога заняла 7 суток. После разгрузки машины повезут металл к железнодорожными вагонам и «северное прошлое» будет отправлено в Тобольск на переработку.
Раньше на территории острова Белый базировались и военные отряды, и метеорологическая станция. После распада Советского Союза весь научный труд был заброшен. Здания начали гнить, железо ржаветь. В прошлом году провели тестовую уборку. Созвали волонтеров. Современные романтики чистили остров вручную. В этом году уже помогала техника: трилевочные тракторы, бульдозеры. Но как и прежде на острове шаткий грунт и ни единого деления сотовой связи. Последняя третья группа волонтеров — уборщиков вернулась накануне. Именно она загружала все 150 тонн.
«Выходишь направо смотришь, налево смотришь, нет ли медведя. Потому что ты работаешь, а за спиной медведи живые ходят», — говорит Сергей Худи, волонтер третьей группы.
Еще одна экологическая катастрофа нависла по карте выше. Это архипелаг Земля Франца-Иосифа. Остров Грэм Бэл — бывшая военная база занесена снегом. Пейзаж постиндустриальный. Сегодня это тоже свалка, как и остров Белый. Здесь покоятся 300 тысяч двухсотлитровых бочек. И большинство с топливом.
«Нефтепродукты, горючее и смазочные материалы они не разлагаются в природе, а накапливаются. По пищевой цепочке передаются те вредные вещества. — отметила Мария Гаврило, кандидат биологических наук. — А так же, если пятно нефтепродуктов распространяется в море, оно способно загрязнить оперение птиц».
Но убирать всё с острова не станут. Например, самолет потерпевший крушение, уже лежит здесь десятки лет, уткнувшись в землю. Для него уготовлена судьба памятника. В борьбе за Арктику — это будет маленькой железной меткой дела рук человеческих.
«Это действительно показывает присутствие русских на территории Арктики, что они занимались делом и жили здесь», — говорит Александр Кирилов, заместитель директора по охране национального парка «Русская Арктика».