В Мурманске запустили вторую очередь перегрузочного терминала «Норникель»
Наравне с Сабеттой есть еще один ключевой для русского севера порт - в Мурманске запустили вторую очередь перегрузочного терминала «Норникель».
Сегодня под погрузкой «Мончегорск» и «Талнах». Это два из пяти современных контейнеровозов арктического ледового класса, построенных по заказу «Норникеля». С расчетом на такие суда возводили первый причал. Второй сделали почти вдвое длиннее.
«Это, в том числе, и терминал для сторонних пользователей, которые сегодня развиваются в Мурманске и будут развиваться. В первую очередь, Газпром, наверное - все кто пошли и пойдут на шельфовые проекты», - сказал Виктор Олерский, заместитель министра транспорта РФ - руководитель Росморечфлота.
«Это новые рабочие места. Это развитие Мурманского порта в целом. Это повышение инвестиционной привлекательности региона. И повышение статуса Мурманска, как основного порта арктической зоны», - пояснила Марина Ковтун, губернатор Мурманской области.
Теперь одновременно здесь могут разгружать два-три судна. Сумма инвестиций в проект превысила 4,5 миллиарда рублей. Мощности (инфраструктура, складские помещения) позволяют нарастить грузооборот почти вдвое — до полутора миллионов тонн в год. И это новая степень транспортной доступности Арктики.
«Фактически, мы планируем уже в этом году 1 миллион 200 - 1 миллион 300 тысяч тонн перевести в 2017 году. Мы только что открылись, и уже такой объем заказов у нас есть», - рассказал Сергей Батехин, старший вице-президент компании «Норникель».
«Мончегорск» был первым коммерческим судном, совершившим рейс в оба конца по Севморпути без помощи ледокола. Но самостоятельная круглогодичная навигация в низовьях Енисея немыслима даже для него. Пролонгация соглашения с Атомфлотом гарантирует надежное сообщение с Норильским промышленным районом до 2022 года.
«Имея свою мощную финансовую основу, они построили пять новых арктических экспрессов. Фактически, благодаря этому, сегодня мы имеем новое судоходство в Арктике», - говорит Вячеслав Рукша, генеральный директор ФГУП «Атомфлот».
Второе из подписанных соглашений — с правительством региона. Во многом, оно посвящено вопросам экологии. Норникель, в том числе, поможет обустроить природный парк на полуостровах Рыбачий и Средний.
«Для нас - это не просто часть стратегии, часть социальной политики. Для нас - это важнейшая задача, которую мы реализуем на территории Кольского полуострова совместно с Мурманской областью», - заявила Елена Безденежных, вице-президент компании «Норникель».
Совещание по развитию «Севморпути» стало нулевым днем международного арктического форума. Разговор о развитии высоких широт продолжится в Архангельске. А в Мурманске будущим мореходам об их предшественниках в освоении полярных маршрутов теперь будет напоминать древний якорь, найденный при строительстве причала.
Раньше на этом месте был причал конца 1930-х годов прошлого века. Его техническое состояние уже не позволяло принимать суда. Новый строили почти с нуля. Лицевая стенка, современные краны, железнодорожные ветки — это то, что на виду. От глаз скрыты километры проложенных инженерных сетей и масштабные дноуглубительные работы.