Как береста подарила жизнь заброшенной деревушке Кушеват
Сохранить арктическую память лучше всего позволяют коренные северные промыслы. Ведь на самом-то деле именно в них кроются корни адекватного восприятия арктической действительности. Характерный пример: в последние годы стала налаживаться жизнь в давно казалось бы заброшенной деревне Кушеват в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. И вторую жизнь этой деревеньке подарила… береста.
Богатый зеленью лес гостеприимно встречает гостей. Кедры что-то нашептывают о прошлом, а берёзы манят к себе. Прямиком к белоствольным и направляется немногочисленный женский отряд. Выбирают деревья поровнее, да потолще, чтобы снять бересту подобротнее.
Все эти женщины выросли в берестяных чумах. Раньше свои летние жилища их предки покрывали не брезентом, как сейчас, а берёзовой корой. Но вот сами они родительское дело подзабыли. Большинство с берестяным ремеслом знакомы только в теории. «Когда брали грубую толстую с темным слоем, из нее шили покрытия для чума, толстостенные сосуды, вёдра», - вспоминает ученица мастер-класса по бересте Надежда Талигина.
Возродить заглохший было промысел, затеяла уроженка этих мест - Зинаида Лонгортова. В артель по собственному желанию приняты все члены её семейно-родовой общины. Объединение еще молодое – 2 года. И все это время их “матриарх” подыскивает, чем лучше занять своих многочисленных родственников. Чтобы дело было, и еще какую-никакую прибыль давало. «Потому что это родные места, и потому что это наша община называется «Кушеват». Мы ее изначально создавали для того, чтобы возвращаться потихонечку, почаще домой к себе на родину, где мы родились», - делится председатель семейно-родовой общины «Кушеват» Зинаида Лонгортова.
Кушеват - деревня, которой уже нет. Но отроки в исчезновение своей маленькой родины верить отказываются. Поэтому с приходом тепла приезжают сюда, ставят чум, палатки и “строят летний городок Кушеват”. Переселение отсюда в соседние Горки началось в 70-ые. До них - 5 километров пешком. Кто после работы, а кто вообще ее не имеет, с утра до вечера осваивают новую дополнительную профессию. Помогает специально приглашенный мастер из Югры. Одна из созданных на мастер классе шкатулочек, называется кукор, что с хантыйского означает “емкость для хранения жира”. «Вываривали чебаков, на зиму заготавливали, и вываривали здесь жир. И раз это все готовилось на зиму, это была ни 1 такая шкатулка, их было несколько. Яма была, и они в эту яму их составляли. Зима пришла, коробочку взял и все это дело можно поедать», - поясняет мастер по бересте из Ханты-Мансийского автономного округа Галина Волдина.
Председатель общины разузнала, что в той же Югре или Алтае, береста – как черная икра и меха, превратилась в доходный бизнес. А тут все, что надо, прямо под рукой. Надо только эти руки умело приложить. За помощью и советом Зинаида Лонгортова обратилась к своей приятельнице Лидии Хартагановой, она тоже родом из Кушевата, правда, уже давно живет в Питляре. Там у неё тоже своя семейно-родовая община. Объединились в нее почти все безработные односельчане в 2000 году. «В основном, у нас рыбалка, охота зимой. И изготовляем сувенирную продукцию. Потом для чумового хозяйства сыновья изготавливают чумовые палки, лыжи охотничьи», - рассказывает глава общины КМНС «Питлор-ёх» Лидия Хартаганова.
Сейчас в общине “Питлор – ёх” всего 7 семей. Время и жизнь показали – устоять на ногах легче, все-таки, когда людей объединяют родственные связи. Этому опыту “кушеватские” доверились. Хотя понимают, кровные связи в общем деле – подспорье серьезное, но и под лежачий камень вода не течет. Вот и осваивают с усердием берестяной промысел. А вдруг пойдет дело в гору. А на всякий случай заручились поддержкой Создателя и попросили у лесных духов побольше даров природы, и разрешения человеку пользоваться ими в свое благо.