Из-за шквальных ветров в Якутии спешат завершить Северный завоз

В Якутии на реку Яна уже доставлена треть от всего запланированного объёма топлива и угля, но экипажам угрожают затяжные шторма на море и мелководье самой реки.

Шквальный ветер до тридцати метров в секунду и волны высотой в несколько метров. В этом году моря бассейна Северного ледовитого океана неспокойны. Судам приходится неделями пережидать штормы.

«Капитан Бабичев» в эту навигацию совершает второй рейс в Арктике. Ему предстоит преодолеть триста километров по морю Лаптевых от устья реки Лена до устья другой крупной сибирской реки Яна. Мощный ледокол тащит на буксире три баржи с углем, это около шести тысяч тонн. «Ветры с порывами 20 метров в секунду и выше - бывают редко. А в этом году они не прекращаются. Конечно, это сильно мешает завозу», - считает капитан ледокола «Капитан Бабичев» Денис Макаров.

Но главная проблема поджидает в самом конце рейса. Секреты прохождения мелководья в месте, где Яна впадает в море Лаптевых, преподают во всех морских училищах страны. Несмотря на то, что берегов не видно - глубина здесь немногим больше метра. Чтобы морские суда вошли в реку, фарватер углубляют при помощи мощных земснаярдов. Борьба идет за каждый сантиметр.

В этом году здесь работают сразу два земснаряда. Каждый перерабатывает по четыре тысячи кубометров грунта в час. Два с половиной километра подводной траншеи прокладывают с трудом - под илом скрывается толща вечной мерзлоты. «Снимается верхний слой, а дальше идет мерзлая линза. На этих землесосах мощные насосы, которые под давлением размывают мерзлоту. Приходится в таких условиях осуществлять и движение флота, и в это же время вести разработку этой прорези», - поясняет главный инженер Янского района водных путей ФБУ «Администрация Ленского бассейна» Михаил Горничев.

У речников и путейцев сейчас на счету каждый день. До конца навигации осталось всего чуть больше месяца. Уже доставлено около трети необходимых объемов угля и топлива. «Через два месяца наступит полярная ночь, и температура стабилизируется, будет в районе 40-50 градусов. А в некоторых деревнях, как Сайылык, будет 55-60. Поэтому стабильность важна для выживания в суровых климатических условиях», - говорит директор Янских электрических сетей АО «Сахаэнерго» Сергей Звягинцев.

План завоза, несмотря на капризную арктическую погоду, удается выдержать благодаря слаженным действиям экипажей кораблей. Повар ледокола Анастасия Лобода уже больше месяца работает по 16 часов в сутки без выходных. Особенно опасно дежурить на кухне во время шторма. «С ноги на ногу перекидываешься, кастрюля за тобой ходит туда-сюда. Несмотря на то, что по технике безопасности есть специальные ограждения, тем не менее – эта работа сложная и опасная», - поделилась она.

По завершении рейса экипаж ледокола снова собирается в путь. Нужно доставить новую партию угля, но уже для потребителей на другой реке - Индигирке. Согласно прогнозу синоптиков в этом походе помимо высоких волн команду будет поджидать еще одна проблема - плохая видимость из-за ливневого дождя со снегом.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика