Арктический шельф избороздила "акула". Атомоход "Ямал" вернулся в Мурманск с результатами

Бурение, даже в самых северных зонах возможно. Такой вывод сделали участники экспедиции «Кара-зима 2014». Больше двух месяцев на борту атомохода «Ямал» шла работа: исследовались акватории Карского моря, моря Лаптевых и район архипелага Новосибирских островов, где шли измерения толщины ледового поля. Эти данные, после обработки станут основой при строительстве буровых платформ на шельфе.

Экспедицию российского атомохода "Ямал" с представителями "Арктического Научно-проектного центра" на борту -уже называют самой продолжительной и наукоемкой в мире. Экипаж и ученые несколько месяцев изучали состояние льдов и торосов в Российской зоне арктического шельфа.

В районе архипелага Новосибирских островов, Карском и море Лаптевых экспедиция провела более 60 дней. Все это время ученые занимались изучением морского дна и айсбергов, которые представляют непосредственную угрозу для будущих буровых. Данные этих исследований в дальнейшем помогут снизить затраты на установку сооружений и минимизировать риски.

Несмотря на весну, сейчас в Арктике погодные условия достаточно тяжелые. Но именно это и было необходимо участникам экспедиции, которые искали максимально толстые льды. Ведь в новые буровые, еще при проектировании, необходимо заложить запас прочности, который позволит выдержать даже такие экстремальные условия. В итоге за 2 месяца ученые детально исследовали порядка 50 торосов и создали 3D модели 5-ти айсбергов.

«Это самая длительная арктическая экспедиция - это уже признанный факт! В это время года самые тяжелые ледовые условия, то есть лед еще не начинает разрушаться и достигает максимальных значений толщины», - отмечает помощник капитана атомного ледокола "Ямал" Владимир Баранов.

При этом работать в буквальном смысле приходилось с риском для жизни. Ранней арктической весной у белых медведей начинается брачный период. В это время года животные наиболее агрессивны, а оружие, даже охотничье, на ледоколы брать запрещено... Выход подсказали опытные полярники из экипажа. Во время пребывания ученых на льдинах, хищников распугивали с помощью палубной авиации. «Поднимался вертолет экстренно, но до сих пор я был в уверенности, что они однозначно реагируют, просто удирают во весь опор от ледокола и вертолета, но вот 1 медведь был очень упрямым и сколько вертолет не летал, он просто игнорировал… Может быть, он глуховат был, но во всяком случае, мы вынуждены были прекратить работы», - рассказывает начальник экспедиции «Кара-зима 2014» Андрей Тюряков.

Сегодня общая площадь российских месторождений на Арктическом шельфе занимает порядка 600 тысяч квадратных километров. Разведаны еще далеко не все участки, но по самым скромным прогнозам ученых, запасы нефти и газа здесь составляют две трети от всех добываемых в мире. «Потенциалы Карского моря и моря Лаптевых и западной части Восточно-Сибирского моря - они огромны. Там действительно может залегать подо льдом как Мексиканский или Персидский залив по объемам ресурсов, но пока, к сожалению, разведки там еще не было. Разведка только будет в 2014 году», - говорит представитель «Арктического Научно-проектного центра» Константин Корнишин.

Первое разведывательное бурение должно начаться уже этим летом в районе архипелага Новая Земля. Так что промышленная разработка нефти и газа на Арктическом шельфе - ближайшая реальность. Ну а уже в июле из Мурманска, в поход по 3 северным морям отправится очередная экспедиция. На этот раз ученым предстоит изучить состояние ледового поля в летний период.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2019. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика