Ямальский пленэр: когда полярная природа – лучшая натурщица
Спустя два года, он вернулся. Третий ямальский пленэр расцветил культурную жизнь округа. Целую неделю 42 художника из разных городов России и зарубежья рисовали осенний Ямал, вглядывались в его натуру, саму по себе восхитительную. Отступающее лето подарило художникам все – и солнечную погоду, и богатые краски, кому-то даже содержимого этюдников не хватило, чтобы запечатлеть все, что хотелось. Поле для творчества у авторов было просторное – рисовали в Салехарде, близ поселка Харп и в Горнокнязевске. По сложившейся традиции, по одному этюду художники оставили в подарок ямальцам.
Под кусточком, на бревнышке, на косогоре или корме рыбацкой лодке. Для художника выбрать место для работы на пленэре, это как для солдата занять удачную боевую позицию. А дальше только успевай - наблюдай и пиши. У пленэристов с опытом всегда наготове и дорожный саквояж. Ольга Луцко сшила себе сумку как раз для таких путешествий. Бывает, что по 4 раза в год выезжает в творческие командировки. Красок в контейнере уже на донышке, а еще 5 дней назад он был полным. Художник она неэкономный. С собой лучше лишнюю кофточку не возьмет, чем откажет себе в какой-нибудь кисточке.
Кстати, самая живописная профессия – очень даже пыльная. Руки, как у трубочистов, хотя грязью следы гуаши или акварели, назвать язык не повернется. С погодой ямальскому пленэру сказочно повезло. Кажется, сама осень водила рукой художников, помогая им писать этюды. Работа на природе – это, конечно, кайф, но прежде всего, труд и хорошая школа. Кого ни спроси, признаются все: именно на пленэрах выросли в своей профессии. «Организованный пленэр сложен еще и тем, что нужно аккумулировать все свои чувства, знания и выложить их в работу», - говорит член Союза художников России из города Магнитогорск Наталья Кожевникова.
Время - это то, чего всегда не хватает. Обсуждая за круглым столом опыт других пленэров в России и за рубежом, пришли к мнению, что недели все-таки маловато. Обычно организаторы подобных мероприятий практикуют двух-трехнедельные выезды. Только в этом году региональными отделениями Союза художников России запланировано 13 пленэров. Попасть на некоторые можно только, пройдя сито конкурсного отбора. На Ямальский пока берут всех, кто просто подал заявку. От творческого лагеря единомышленников прозвучало и пожелание – провести практический симпозиум. «6 дней мы работали в экстремальном режиме, все бегом. Зато погода нам сделала подарок, потому что каждый день был чудесный: не было ветра, дождя, все работало на нас», - рассказывает заведующий отделом художественно-прикладного творчества Окружного Дома ремесел Андрей Вахрушев.
Точку в мероприятии поставила выставка. Некоторые этюды еще не успели высохнуть, поэтому вернисаж пропах красками. По условиям пленэра по одной работе каждого автора останется на Ямале. Гран-при конкурса взял тюменский художник Александр Новик. Он работает в направлении абстракционизм, и первый приз в подобных российских пленэрах берет не в первый раз. Омск, Югра, Тобольск … теперь в копилке его завоеваний - Салехард. «Тем и интереснее такие группы, потому что собираются художники разных стилей, направлений: от абстрактных, до чисто реалистических вещей. И по итогам пленэра на выставке видно мышление художника. Пишут одно и то же место, но каждый видит это по-разному», - высказывает он.
Создать атмосферу профессионального обмена опытом между художниками разных школ и направлений, раскрыть новые грани творчества известных и молодых художников – и есть миссия Ямальского и всех остальных пленэров. Выполнена она или нет, каждый из участников решит для себя, а зритель вынесет мнение - окинув взглядом сюжеты, наскоро схваченные красками и навсегда талантом.