Ямал стремительно стареет... Какие доплаты получают пожилые северяне?
Как меняется социальная поддержка ямальцев, на какие дополнительные выплаты могут рассчитывать инвалиды и пенсионеры региона в следующем году? И планируется ли сократить льготы для жителей арктической территории? На вопросы, касающиеся каждого жителя округа, на этой неделе отвечала директор департамента социальной защиты населения Ямала Елена Карпова. И выяснилось, между прочим, что ямальцы уже не так молоды, как многие привыкли думать. На Ямале около ста тридцати тысяч людей пенсионного возраста. Немалая часть бюджетных денег автономии сейчас тратятся как раз на различные доплаты пожилым северянам.
Ямал стремительно стареет. Если в девяностых годах прошлого века в регионе проживало менее тридцати тысяч человек с пенсионным удостоверением на руках, то уже в 2008 году был зарегистрирован стотысячный труженик на отдыхе. И живется пенсионерам в арктическом регионе непросто. Ведь здесь и одни из самых высоких тарифов на услуги жилкомхоза в стране, и высочайшие цены на продукты и товары первой необходимости. Власти это отлично понимают, на Ямале установлен самый высокий прожиточный минимум пенсионера в Уральском федеральном округе – более десяти тысяч рублей. И конечно, предусмотрены всевозможные меры социально поддержки.
«На следующий год размер прожиточного минимума для пенсионера еще будет повышен более чем на тысячу рублей, естественно, и размер доплаты будет повышен. На следующий год не предполагается никакого уменьшения объема мер соцподдержки. Пособия неработающим пенсионерам и инвалидам – самая большая затрата. Практически более миллиарда рублей мы тратим – миллиард четыреста миллионов идут только вот на эту выплату», - отмечает Елена Карпова, директор департамента социальной защиты населения ЯНАО.
На Ямале действуют девяносто пять различных мер социальной поддержки. На эти цели из окружной казны в следующем году планируется израсходовать более шести миллиардов трехсот миллионов рублей. Много это или мало? Для сравнения – на сдерживание тарифов ЖКХ для населения ежегодно требуется порядка десяти миллиардов. Так насколько же хорошо живется пожилым ямальцам? Вот, например, Олег Геннадьевич Чернов чуть ли не полвека отработал экскаваторщиком в Приуральском районе. «У нас всё отлично. Жаловаться не на что. А тем более – мы старики. Что нам надо? Мы и голодовку прошли! Нам всё нормально!», - считает пенсионер Олег Чернов.
Жизненному оптимизму Олега Геннадьевича можно только позавидовать. Родных у него не осталось, и живет он сейчас в доме для престарелых «Мядико». За два десятка лет из этого социального приюта в последний путь проводили уже 670 ямальцев.
Насколько счастливой будет наша с вами старость, зависит, скорее уж, от нас самих, а не от государства или добрых родственников. Ведь достойно жить на среднестатистическую ямальскую пенсию размером восемнадцать тысяч восемьсот рублей в месяц в арктическом регионе нереально.
Уютный маленький чум - так переводится с ненецкого название дома для престарелых «Мядико» - действительно становится для одиноких стариков родным домом, спасающим от одиночества на склоне лет.
Сегодня уже каждый четвертый работник на Ямале – пенсионного возраста. И обеспечению достойной старости ветеранам региона с каждым годом придется уделять всё больше внимания. «Конечно, достойная старость должна быть у каждого человека. И лучше всего, конечно, проживать её в доме своём, в тепле, в родном очаге, с детьми, внуками и правнуками», - высказывается Любовь Бондаренко, директор дома-интерната для престарелых и инвалидов «Мядико».
Да, пенсии у ямальских пенсионеров, не маленькие. Но и не самые большие в стране. Больше получают и на Камчатке, и в Ненецком автономном округе, и на Чукотке, и в Магаданской области. И уже не удивляешься тому, что по данным аналитического центра «Российский пенсионер», самые счастливые пожилые россияне живут в Чечне, Ингушетии и Дагестане. А самые несчастные – как раз в северных регионах. Конечно, в южных регионах другое отношение к родным старикам. Но согласитесь, хочется ведь, чтобы и наши дедушки и бабушки оставались счастливыми до последней берёзки…