Цена праздника: сможет ли ямальская глубинка оплачивать собственную культурную жизнь?

Еще недавно ямальская культура шла в массы совершенно бесплатно. Теперь же времена изменились и люди, по обе стороны праздника учатся считать деньги. Продавать веселье и хорошее настроение за рубли тяжелее всего в глубинке. Потому и местным артистам приходится поломать голову, что бы удивить своих клиентов. Зато сельские клубы теперь можно считать многофункциональными – в одном месте и рестораны, и ночные развлекательные центры.

В этом здании свет гаснет поздно, да и двери порой закрываются за полночь. К музыкальным инструментам и поющим голосам привыкать не надо – тут это самые естественное звуки. Хантыйский коллектив «Овс мув нэ» репетирует оду строганинке - любимому лакомству коренных северян.

За вокалом «Северяночек» присматривает аккомпаниатор - дирижер Николай Серебряков, в сельском клубе он работает по совместительству. А вот ставить хореографию коллективу художественной самодеятельности некому.

Большая часть всего, что делают клубные работники для населения - бесплатна. Вместе с тем, все бюджетные муниципальные учреждения культуры имеют право оказывать и платные услуги. Чтобы не сидеть на шее у государства музеям, библиотекам, клубам рекомендовано заняться предпринимательством, - в том числе, и на селе. В хозяйственно-финансовом плане каждого учреждения такая деятельность теперь предусмотрена.

Централизованной клубной системе Приуральского района рекомендовано зарабатывать не менее 2% от своего годового бюджета. Все заработанное распределяется по схеме 50% - на оплату труда персонала, 25% на укрепление материально-технической базы, и еще столько же - на развитие платных услуг.

«У нас на этот год расчет составил 1 миллион 31 тысячу рублей. Мы должны это заработать. Конечно, это очень ощутимо. Даже если 650 тысяч уйдет на оплату персонала. И потом 650 тысяч у нас пойдут на развитие платных услуг, на укрепление материально-технической базы», - говорит Елена Коваленко, директор Приуральской централизованной клубной системы Приуральского района.

Из 24 предлагаемых населению услуг - востребованы пока не все. Самый ходовой товар на деревне - дискотеки. А вот на прокат сценического костюма за 350 рублей в час или аппаратуры за 500 - очередей не замечено. На услугу по написанию сценария к любому торжеству – стоит она 3 500 рублей - покупателей пока тоже не нашлось.

Зато за прошлый год сами заработали 800 тысяч, до плана в 1 миллион 217 тысяч - не дотянули совсем немного.

А вот шурышкарцы «культурному бизнесу» только учатся. Раскачать речное село, где проживает меньше тысячи человек, непросто. Зато у местного клуба сегодня есть солидная по местным меркам жилплощадь: большой концертный зал со сценой.

«Для проведения юбилеев, свадеб мы предоставляем помещения местным жителям, они обращаются. Не каждый может дома разместить 50 человек. Также предоставляем аппаратуру во время мероприятия - микрофон, ноутбук», - рассказывает Татьяна Кутюмина, директор сельского дома культуры с. Шурышкары.

Единственная сцена в Мужах сияет огнями и украшена розами. Так здесь готовились к самому романтичному празднику года. Всех влюбленных райцентра ждали на тематическую вечеринку. Чем выше креативность организаторов, тем больше шансов угодить гостям.

«На вечерах отдыха мы специально для наших посетителей оформляем фотозону, где они могут бесплатно сфотографироваться на наш телефон или на свой. В городах это платная услуга и так просто на фотозоне нигде не сфотографируешься, а у нас можно», - отметила Ольга Малькова, культорганизатор центра досуга и народного творчества с. Мужи.

Потребности населения в Мужах давно раскусили. Тематические вечера отдыха местному народу пришлись по душе. Вход - 500 рублей за культурную программу и скромный фуршет. Такие вечеринки, кстати, пользуются популярностью у работающей молодежи и людей постарше во многих селах. Дома культуры отчасти компенсируют сельским жителям отсутствие городских удовольствий - ночных клубов и ресторанов.

«Очень хорошо стали пользоваться вечерами отдыха. И к каждому у нас находится тема. Либо банная вечеринка, либо оранжевая, либо джинсовая. Девчонки стараются, чтобы привлечь население к вечерам», - рассказывает Александра Попова, директор центра досуга и народного творчества с. Мужи.

Цены на дополнительные услуги берутся не с потолка. Каждая проходит калькуляцию: учитывается и состояние здания, и его амортизация, износ оборудования, коммунальные услуги и оплата труда персонала. Есть разница и в ценовой политике для домов культуры, центров народного творчества и сельских клубов. В последних, как правило, все дешевле.

Вот тарифы на дополнительные (платные) услуги, предоставляемые Шурышкарской централизованной клубной системой. Стоимость входного билета на дискотеку для взрослых в сельском клубе - 40 рублей, в ДК - 50 рублей. 20-минутное костюмированное поздравление для частных лиц: с днём рождения или новым годом - 1500 рублей.

Работа концертмейстера (аккомпаниатора) на мероприятии за 1 час оценивается в 700 рублей. Труд звукорежиссера на 1 час - 500 рублей. Изготовление афиши, рекламного щита, декораций из материала учреждения будет стоить тысячу за 1 кв.м. Обслуживание частных праздников (свадьбы, юбилеи, дни рождения) за 1 час - 500 рублей.

В каждом районе клубы входят в единую централизованную сеть. Все заработанное идет в общую кассу. Чем крупнее населенный пункт, тем богаче там культурная жизнь. И зарабатывать на услугах в райцентрах в принципе легче, чем на периферии.

Овгортский дом культуры на несколько дней превратился в незатейливый «бутик». На креслах для зрителей - разложен товар предпринимателей с «большой земли». И никто ничего не нарушает. Клубам разрешено за определенную плату предоставлять свои помещения для ярмарок. И, между прочим, здесь это основная статья дохода.

«С декабря, как официально открывается зимняя дорога, декабрь, январь, февраль, март и вот пока дорога не расклеится. Получается, что почти еженедельно», - пояснила Галина Артанзеева, директор сельского дома культуры с. Овгорт.

Директор показывает нам план мероприятий на февраль. Одна треть из них платные, но это, в основном, дискотеки. Руководитель призналась - сверху спущен план на 6 платных мероприятий - тематических вечеров или что-то вроде выездных корпоративных поздравлений. Надо попробовать, считает Галина Гавриловна, вдруг людям понравится. Хотя, конечно, бизнес в глубинке продвигается туго. И не только культурный. Причины понятны – и денег у людей маловато, и не до праздников им сегодня, да и менталитет здесь особый.

«В маленьких поселениях это не очень развивается, потому что народ как-то в деревнях не очень привык к этому, оттого, что столько лет клубная система бесплатная была», - объясняет Ильшат Хамидуллин, и.о. директора Шурышкарской централизованной клубной системы.

В деньги, конечно, упирается многое. Тут и неизбежный ремонт, и покупка аппаратуры, и праздники, и поездки. Клубному работнику, который на селе вообще и швец, и жнец, и на дуде игрец, разрешили зарабатывать самостоятельно. Но захочет ли, а главное – сможет ли ямальская глубинка оплачивать собственную культурную жизнь - пока не ясно. Дело это новое, и подводить его итоги пока еще рановато.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика