Трудной, но верной дорогой идем. Трасса Надым – Салехард наращивает километры
Первые тонны асфальта этого летнего сезона легли на трассу Надым – Салехард. На сегодняшний день строители уже ввели 155 километров дороги, из них 90 в капитальном исполнении и 64 километра щебеночного покрытия. Что предстоит сделать за короткое лето и кто ждет пути в мир большой России?
Главную беду Ямала – отсутствие дорог на «большую» землю ежедневно решают 150 рабочих и более 50 единиц техники компании «Уренгойдорстрой». Дорожники опытные, за плечами не один километр авто полотна на Крайнем Севере. И каждый приходится отстаивать у суровой природы. Пересеченный рельеф местности, разветвлённую сеть рек и ручьев, сложную геологию, гидрологию и болотистую местность дополняет вечная мерзлота. Строительная площадка больше похожа на экспериментальную лабораторию под открытым небом для испытания новейших материалов.
Ведущий инженер ПТО ООО «Уренгойдорстрой» Александр Подгорный: «Применялись современные материалы: такие как - объемная георешетка в основание насыпи. Геосинтетические материалы – на слабых грунтах она способствовала тому, чтобы насыпь устоялась, а строительство дорожной одежды продолжалось дальше».
Выручает и автоматизированная техника. Сама вычисляет, сама настраивает оборудование. Для удобства строителей всю дорогу разбили на шесть полигонов. Два из них уже сданы в эксплуатацию в капитальном исполнении. На сегодняшний день строители северной магистрали рапортуют: из 57 мостов готовы более тридцати, еще три в стадии исполнения. Срок их сдачи – это лето. Задача максимум для сотрудников уренгойской компании за короткий период северного тепла закончить 23 километра, по которым пойдут машины в объезд города Надым, а еще нужно успеть продлить саму трассу до Салехарда.
Главный инженер ООО «Уренгойдорстрой» Дмитрий Туковский: «В зависимости от финансировании округа, будут выделяться деньги - мы будем выполнять работы. Сейчас нам нужно 14 километров сделать за этот сезон. Полностью подготовить дорогу: это асфальтобетон, барьерное ограждение, знаки и сдать ее в эксплуатацию».
Эту дорогу на «Большую землю» сегодня с нетерпением ждут жители окружной столицы, Лабытнаног и близлежащих поселков. В сезон отпусков о ней мечтают северяне, которые до места отдыха и обратно предпочитают ездить на своих авто. Но пока приходиться пользоваться услугами речных перевозчиков, а это бьет по карману.
Житель г. Салехард Бауржан Жумабейсов: «Дешевле будет по дороге проехать, чем на пароме. На пароме я плачу 14 500, а по дороге уже на бензин меньше уйдет денег. Ну и время пути меньше».
Ждут ее и местные торговцы. Бизнесмен Геннадий Арнаутов производит и продает мебель в Салехарде. Завести сюда товар и материал для сборки прямо скажем не просто: сначала в железнодорожных вагонах, потом машинами по Оби. А в сезон распутицы покупатель и вовсе рискует не дождаться своего заказа в назначенное время, но пока выбора нет – приходится ждать и платить, причем, за такую долгую и сложную доставку еще и переплачивать.
Индивидуальный предприниматель Геннадий Арнаутов: 100 – 90 тысяч за один 20 тонный контейнер. Если идет сборный вагон, то цена варьируется от 2200 – 2600, а если на вес, то 5-7-10 рублей, в зависимости от товара».
А к 10 рублям за килограмм еще и накрутка полагается, плюс 17 - 20 процентов от стоимости самого товара. Снизить суммы на ценниках удастся, говорит предприниматель, если товар с российских городов пойдет по автодороге, тогда и доходить до потребителя будет быстрее. Продавцам продуктов – это на руку, а для перевозки массивной мебели все же более выгоден прямой железный путь. Этого ждут и поставщики нефти и газа.
Связать Салехард и весь полуостров Ямал авто - и железной дорогой с остальной Россией – задача вполне реальная, даже название свое имеет – «Северный широтный ход», протяженностью 707 км Дороги, пройдя по центральной части округа Коротчаево - Надым – Салехард – Обская – Бованенково – Сабетта выйдут к газовым и нефтяным залежам и к Северному морском пути. И в конечном итоге свяжут Северную железную дорогу со Свердловской.
Для труднодоступного Ямала – выход в сеть дорог «большой» России, это и рабочие места для людей, и полноценная жизнь маленьких поселений, развитие экономики и живые деньги в окружной и федеральный бюджеты.
Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин: «Эта железная дорога нужна, и нужна давно. Инфраструктура должна опережать такое мощное развитие, которое идёт на Ямале. Мы разговаривали с министром транспорта, и он абсолютно убежден в значимости, важности этого проекта. Он написал докладную записку президенту о том, что этот проект первоочередный. Он включен в стратегию развития приоритетных проектов РФ. Есть определенные бюджетные ограничения, но Ямал не слабый субъект РФ. Когда я последний раз был у Президента, я сказал, что мы наверняка найдем варианты того, как привлечь денежные средства».
Есть куда стремиться, и уже есть чему порадоваться. Например, – мост через реку Надым, морской порт и международный аэропорт в Сабетте. Ямал пусть не семимильными шагами, но продвигается по намеченному пути, а значит и мечты северян становятся все реальнее.
А так выглядит трасса Салехард - Надым со стороны окружной столицы. К 90 километрам асфальтированной дороги строители протянули еще 54 километра так называемого «земляного полотна». Степень готовности последнего участка - 90 %. Недостающие 10 – это две водопропускные трубы, которые еще предстоит установить. Но прокатиться с ветерком по новой, уже готовой трассе автовладельцы смогут не раньше 2020 года.