Нетепличные условия: как в тундре растят хозяйственных мужчин и настоящих хранительниц очага
Жизнь в тундре - особенная. Знания о мире вокруг – от комаров до места сбора ягод, умение рыбачить – все это ее обязательные условия. Там рано взрослеют и учатся трудиться тоже с самых ранних лет. На Земле Надежды лето, как и другие сезоны, – не время для отдыха. У каждого – и взрослого, и ребенка есть свои обязанности. А потому из таких детей вырастают хозяйственные мужчины и настоящие хранительницы очага. Елена Сафонова на несколько дней погрузилась в тундровую жизнь, - подробнее смотрите в сюжете.
За время путешествия в трэколе астраханские арбузы покрылись пылью всего 160 -километрового бездорожья до Лаборовой. Из машины - сразу в лодку. И вот на столах заполярного этностойбища – дары жаркого юга. Полосатую ягоду с удовольствием уплетают и розовощекие малыши, и загорелые трудяги.
Но это все баловство. Одними арбузами сыт не будешь, да и не навозишься их в такую даль. А вот рыба на столе каждый день - и на завтрак, и на обед, и на ужин. За общий улов отвечает семья Ивана Неркаги. Неводить - забота мужской половины. Кормит людей озеро Хорондато.
Своих сыновей 12 и 14 лет отец на воду одних пока не отпускает. Говорит - пусть подрасту, сил и опыта наберутся. Но рабочая одежда у пацанов уже взрослая: сапоги – болотники, как у отца, только размер пока поменьше. Помногу летом не ловят – так, на один - два дня. Морозить и хранить рыбу все равно негде.
«Просто показывает нам, мы потихоньку учимся», - рассказал Иван Яптик, приемный сын Ивана Неркаги.
«Не тяжело?» - «Нет, нормально» - «Рыба есть?» - «Наверно, да», - отвечает Витя, приемный сын Ивана Неркаги.
Ни в одной школе этому не научат. А в жизни будущим кормильцам умение это всегда пригодится.
«Доверяете им?» - «Но только со мной, конечно, отдельно я их не пускаю. Пока рано» - «Как думаете, когда будет не рано, Иван Палыч? Когда Вы поймете, что они готовы самостоятельно идти» - «Хотя бы с 16 лет, тогда они Смогут, наверное», - рассказал Иван Неркаги.
В 16 лет тундровый подросток – уже мужчина. На Севере вообще взрослеют быстро.
Старшие девчонки целый день суетятся в столовой. Вчерашний улов, уже малосольный разделывает Надя, Марина – раскладывает зелень.
«Мы выращиваем ее в теплице в Лаборовой с мамой вместе. Укроп, подрежешь его, он еще раз дает веточки» - «А салатик?» - «Салат, его срываешь, и он больше не растет, но у нас его там много», - шоворит Марина Лапцуй.
А вот и кухня. И тут девчонки – верные помощницы шеф – повара Тамары. Вместо микроволновки, плиты и духового шкафа – простая печка – буржуйка. Вместо вытяжки – дымоход над головой. Вместо газа – огонь, летом печку топят не дровами, а хворостом.
«Потому что они сухие. И быстро топятся , и быстро можно печку зажечь», - говорит Тамара, повар этностойбища «Земля Надежды».
Жить просто и без излишеств - один из уроков здешней жизни, вдали от цивилизации по-другому не выйдет. Её блага здесь, конечно, тоже есть. Подача света в стойбище – по расписанию. Летом, например, электричество включают ближе к ночи. За этим следит Человек Огонь – так его здесь называют. Игорь работает истопником, а летом замещает дизелиста.
«В 8 часов даю свет на стойбище и до 12 или до часу – это в летнее время. А зимой дизелист Андрей дает в три часа и до 12», - пояснил Игорь Лондо, истопник этностойбища «Земля Надежды».
А мы тем временем едем в разведку по ягодным местам. На носу сезон сбора дикоросов. Пытаемся найти морошковые поляны.
«Да, нет, практически морошка на одном и том же месте. Когда морошка поспевает, ее издалека видно», - говорит Николай Ремезов, водитель.
Лучше всего морошку брать, когда ветер сильный. Иначе гнус одолеет - делится секретами еще одна воспитанница «Земли надежды».
«Если собирать бралкой, она просто лопнет, рассыпается. А руками аккуратненько собираешь, складываешь, и она не лопнет», - поделилась Анна Тайбери.
Кстати, в этом году по всем приметам в Байдарацкой тундре будет много княженики – самой вкусной из местных ягод.
«Через неделю уже можно собирать, поспеет уже. Ее полностью нельзя собирать вместе с листочками. Тогда не вырастет на этом месте ягода», - рассказал Гаврила Тайбери, приемный сын Анны Неркаги.
Гаврила Тайбери - один из первых приемных сыновей Анны Неркаги. Сегодня уже внуков имеет. Жить своим трудом - эту науку он им обязательно передаст.
Сама Анна Павловна, несмотря на возраст, без устали хозяйничает в теплицах. За маленьким огородиком возле дома она ухаживает вместе с детьми.
Укроп, петрушка обыкновенная, петрушка кудрявая. Огородничеством можно заниматься и на Полярном Урале. Но что отличает зелень северную, как я заметила. Она на самом деле очень – очень нежная. Веточки очень хрупкие. Собственно, наверное, как вся природа Арктики.
А вот первые огурчики в Лаборовой созреют уже через пару недель. До заготовок на зиму в большой семье дело не доходит. Свежие овощи расходятся на салаты и бутерброды. Кстати, огурцы свои Анна Павловна не доверяет никому.
«Во-первых, там очень душно, когда поливаешь невозможно терпеть. А, во – вторых, огурцы такие дети, которые любят только мамку. А мамка – это я!», - говорит Анна Неркаги.
Посильный труд еще никого не испортил. В 21 веке родители порой забывают, что их отпрыски способны не только развлекаться, но и старшим помогать. Возлагают быт и хозяйство на свои плечи. А свободное от игр время детей - это учить языки и заниматься спортом. Какие там половые тряпки и мытье посуды? А ведь труд сделал многих из нас самостоятельными и отвественными. А еще подарил созидательное общение с родителями, цены которому вообще нет.