Какая судьба ожидает ямальский бензин?
Нарушение баланса. На всех уровнях общественной консолидации – от кухни до средств массовой информации – народ ясно и понятно выразил свое возмущение по поводу подорожания бензина. А он все равно подорожал. Сообщения разные – от не значительного – на копейки, до существенного и психологически не комфортного размера в 50 рублей за литр. И тревога тут не безосновательна. Потому что и во всех бюджетных расчетах затраты на топливо принимаются как базовые, да и в обывательском восприятии есть понимание, что это только первая косточка домино которая падая обязательно создаст ожидаемую цепочку неприятностей – подорожание транспортных расходов, продуктов, коммунальных услуг, затрат каждой отдельной семьи на свой автомобиль. Даже если цена на топливо дальше увеличиваться не будет, то по факту система уже вышла из состояния равновесия. Ситуацию на Ямале изучали наши корреспонденты.
Цены на бензин планомерно росли два последних месяца – то на 10, то на 50 копеек в неделю. Лихорадить по-настоящему их начало к концу мая. Параллельно с ценами росла волна народного возмущения. К началу лета правительство приняло нестандартное решение: вместо традиционного повышения акцизов с 1 июля, снизить их с 1 июня. И самые крупные игроки топливного рынка согласились заморозить розничные цены на текущем уровне - самом высоком, кстати, за всю новейшую историю России.
По данным самого последнего мониторинга, за этот год в округе 95-й подорожал на 7,1 процента и средняя его цена теперь составляет 44,77 рублей за литр. Бензин марки АИ-92 стал дороже более, чем на 8 процентов и стоит 43,21. Дизельное топливо выросло цене на 7 процентов до 47,12 копеек.
Но муниципалитетам цены очень разнятся. Например, самый дорогой 95-й покупают водители Ямальского района – за 52 рубля литр, дешевый в Губкинском – 41,42 рубля. «В копеечку» влетает заправиться 92-м в Красноселькупском и Приуральском районах – 49,33 и 50,80. А в Губкинском 92-й только подбирается к отметке 40 рублей за литр. Лидер антирейтинга по дизельному топливу Новый Уренгой – 50,13, самая низкая цена на него в Салехарде.
Олег чуть ли не полжизни проводит за рулем своей старенькой иномарки – подрабатывает извозом. В день автомобиль съедает не меньше 20 литров «дизеля». Как бы не пришлось работать в минус – топливо дорожает, а цены на услуги все те же. «Сейчас фирм много, но скорее всего будут поднимать цены, потому что невыгодно уже. Потому что «минималка» у нас была 80, а сейчас, наверное, 90 станет уже» - размышляет Олег Тугушев.
Топливные цены непременно отразятся на стоимости всех товаров и услуг, да и в целом на инфляции. Еженедельный мониторинг департамента АПК эти изменения на Ямале пока не зафиксировал, - но то ли еще будет.
Таисия Бояринцева, начальник управления торговли департамента АПК, торговли и продовольственного комплекса округа рассказала нам о ценовых наблюдениях: «Мы можем смотреть за другими субъектами, все ждут, когда эти цены поднимутся и у нас, но пока такого не происходит, но вообще по практике я могу сказать, что любой подъем цен в Российской Федерации отражается на нас, то есть приходит к нам где-то через месяца 2»
Округ, кстати, далеко не лидер по росту бензиновых цен. Этот рейтинг, по данным Росстата, возглавляют – на примере АИ-92 – Чукотка, Якутия, Магаданская Область, Камчатка и Крым. Из 85 субъектов Федерации Ямал тут на 63-м месте.
Впрочем, водителей на заправках не сильно интересует, как там у других. Цены их бьют по личному карману – это факт.
«Вот 800 рублей в день, каждый день, а раньше выкладывала по 600 в день» - делится Юлия Мавлютова из Салехарда. «Приходится заправлять» - разводит руками водитель Петр Литау – «Было бы получше, если бы цены убрали, а то вроде цена 43 рубля, вроде как говорили, что скинуть на 4-5 рублей, а эффекта нету»
Всего 60 километров от Салехарда, а ценник на бензин уже перевалил за отметку 50 рублей. Причем, такой резкий скачок, сразу на 20 процентов случился всего за какую-то неделю. Учитывая, что эта заправка обслуживает райцентр, несколько поселков вокруг, сюда приезжают рыбаки, местные жители называют такие цены не иначе, как грабеж среди бела дня.
Очередей тут не наблюдаются, заезжают те, кому некуда деться. Самые смекалистые жители Приуралья заправляются теперь не в Аксарке, а в Салехарде. Бектур Асибаев один из них: «Третий день уже в Аксарке 51 рубль стоит, а говорят еще подорожает. Уже каждую неделю дорожает, уже невозможно, лучше пешком ходить, мне кажется».
Заправка того же «Ямалгосснаба», но в столице округа. Удивительное дело, но топливо тут продают по сравнительно «божеским» ценам. Это, кстати, единственная компания, согласившаяся с нами встретиться. Мы битую неделю бегали за «Роснефтью» и «Лукойлом», но они бегали быстрее нас.
Владимир Жадовский, первый замдиректора ГУП ЯНАО «Ямалгосснаб»: «Мы, как предприятие, не имеющее переработки, покупаем этот продукт оптовый по цене биржи и вынуждены его продавать с учетом логистики, с учетом транспортной логистики до ЯНАО, цена складывается в себестоимости в районе 47-49 рублей за литр, это про 92-й»
Крупные топливные компании, у которых есть и заводы и АЗС, могут позволить себе цены в розницу дешевле оптовых, фирмы маленькие - нет. Антимонопольная служба уже не первую неделю в режиме повышенной готовности.
«Если, например, оптовая цена не растет, а розничная по непонятным причинам начинает расти, причем достаточно сильно, либо, оптовая цена снизилась, а розничная остается на месте, вот такие мы контролируем в еженедельном режиме все проверяем, пока предпосылок для принятия мер антимонопольного реагирования в частности у нас в округе пока нет» - рассказал руководитель ямальского ФАС Андрей Рогожкин.
Один из самых частых вопросов на прямую линию Президенту касался как раз бензина. Путин назвал ситуацию «неправильной» и «недопустимой». И, помимо принятых мер по «заморозке» цен и снижению акцизов, пригрозил нефтяным компаниям введением с осени экспортной пошлины. Возможно, от резких скачков цен это и убережет. Но вот на удешевление топлива россиянам, судя по всему, надеяться все же не стоит.