usd
62.29
eur
72.47
НЕФТЬ
77.2
+3.04%
Вести Ямал
09 июля 2018 | Елена Сафонова

Как поселяне восстали против науки. Быть или не быть археологическим раскопам на Ямале?

×

×

Предрассудки. На археологическом памятнике Зеленый Яр с наступлением стабильного тепла открылся очередной научный сезон. Впереди ожидались интересные открытия. По опыту прошлых лет известно, что каждый найденный артефакт добавляет в богатую палитру истории древнего Ямала новые эмоциональные краски и информацию о древних людях Севера. Жизнь эта была яркой, содержательной. Люди жили гораздо дольше, чем например, в Европе в это же время, даже культуру их питания сегодняшние диетологи назвали бы сбалансированной и здоровой пищей. Но абсолютно неожиданно на пути к новым открытиям возмущенно встала часть местного населения.

Назойливого гнуса в этом году на удивление мало. Работать – благодать.

Повезло, погребальный инвентарь на месте. Могилы нетронуты грабителями, как в прошлом году – тогда ровно половина стояли разорёнными. Задолго до археологов здесь орудовали неизвестные. По словам руководителя раскопок, те, кто не побоялся потревожить мир мертвых, точно знали, что нужно искать. Серебро, бронза, позолота. В этих краях в 13 веке любой металл был на вес золота.

«Это древние грабители, которые пришли незадолго после захоронения. В некоторых погребениях было заметно, что связки полностью еще не разложились. То есть случилось это примерно через 50 лет после захоронения», - предполагает Александр Гусев, руководитель экспедиции, научный сотрудник Научного центра изучения Арктики.  

Особенность памятника требует обязательного присутствия антрополога. По выводам специалиста, средний рост мужского населения был метр 60.  Женщин – 150-155 сантиметров.

«По общемировым показателям – это средний, ниже среднего для женщины рост. Они незначительно отличаются от современного коренного населения Ямала», - констатирует антрополог из Екатеринбурга Евгения Святова.

После окончания каждого сезона археологи отчитываются перед сельчанами о результатах раскопок. Однако, повод собраться в этот раз - другой.

Экспедиция едва не оказалась под угрозой срыва. 26 июня под утро двое молодых жителей села нагрянули в лагерь с требованиями прекратить раскопки и покинуть землю их предков. А следом в соцсетях появилось анонимное письмо, якобы от всех жителей поселка Зеленый Яр:

«Мы жители поселка Зеленый Яр недовольны проведением археологических работ вблизи населенного пункта и вправе сами распоряжаться наследием своих предков и сможем сохранить историческое достояние, требуем немедленного прекращения издевательства над усопшими и свернуть лагерь научной экспедиции».

Автор анонимки на общем сходе отнекиваться не стал. Им оказался молодой житель Зеленого Яра, который поддержал поступок своих земляков, нагрянувших в лагерь с ультиматумом – свернуть лагерь. Правда, сами они комментировать свои действия отказались. Как выяснилось, собрать подписи односельчан в поддержку молодому человеку так и не удалось. Для разбирательства инцидента в поселок приехал Аксарковский глава Сергей  Баранов. Анонимку получила и муниципальная администрация.

«Как мне объяснил Гавриил Валерьевич, почему письмо-то неподписанное, потому что мы с жителями собрались, но они меня не поддержали. И сейчас на сходе граждане, действительно, это подтвердили, что они все против, почему те своевольно поступили», - говорит Сергей Баранов, глава администрации муниципального образования Аксарковское.

Свой поступок автор письма Гаврил Климов объяснил следующим образом – обеспокоен осквернением могил своих предков.

«Пусть спокойно лежат себе могилы, чтоб их никто не трогал, я об этом говорю», - считает он.

К конфликту подключилась наука, главный археолог Ямала Наталья Фёдорова пояснила, насколько важны исследовательские работы и разъяснила, что захороненные здесь в 13 веке люди – не являются прямыми родственниками зеленоярцев. Анализом ДНК занимаются московский институт молекулярной генетики и университет Южной Кореи в Сеуле. Забор крови для экспертизы брали и у местных жителей, и в Салехарде, и в Шурышкарском районе.

- Эти люди ближе к северным ханты. Сказать, что они родственники поселка - они не могут. И поселок-то у вас, ребята, современный.

Проводимые же исследования поднимают на свет целый пласт истории аборигенного населения ямальского севера, поскольку само по себе никаких сведений оно не оставило. Ведь письменность у ханты и ненцев появилась гораздо позже. Изучение такого памятника позволяет реконструировать то, что другими способами сделать уже невозможно.  А это шанс узнать о своих корнях.

«Это поднимает их в своих собственных глазах, и дети их должны знать, что предки - не дикие люди, которые слаще морковки и краше чума ничего не видели. А были богатыри, были князья, они строили крепости, ходили в походы. И не дикари жили в чумах и ели сырое мясо, а что это богатая история, что они торговали со всем миром, они первые придумали северный широтный ход», - утверждает заведующая сектором археологии Научного центра изучения Арктики Наталья Фёдорова.

Научный центр изучения Арктики взялся написать книгу о питании и здоровье коренных народов севера. Археологам предложили в ней поучаствовать. Уже известно, средняя продолжительность жизни местного населения была выше чем в средневековой Европе. Зубных болезней не было, поэтому у зеленоярских мумий до сих пор «голливудская» улыбка.

Люди были достаточно здоровыми, потому что не ели ни сахара, ни муки. И даже мяса и рыбы употребляли мало. Основным рационом была растительная пища. Это удалось выяснить по химическому составу нагара на горшках.

«Химики его проанализировали и сказали, что они варили речные растения и нормальные растения, супы варили. И добавляли немного рыбы. Проанализировали много горшков – ни 1, ни два», - сказала Наталья Фёдорова.  

И все это стало известно благодаря раскопкам на Зеленом Яру. А сам факт изучения древнего захоронения – не исключение, а общемировая практика.

«Например, мы работали в монастырях, вскрывали православные захоронения с благословения церкви, поэтому я не считаю, что наша работа – какое-то кощунство, глумление над останками», - считает антрополог Евгения Святова.

Распоряжаться же судьбой памятника не могут ни сельчане, ни ученые – это культурный объект регионального значения, он под особой охраной государства. Археологи работают по открытому листу, который обязательно выдается Министерством культуры. И в отличие от черных копателей, настоящие археологи работают аккуратно.

«Мы уведомили все службы: по охране памятников, полицию, что мы официально проводим работы. Разрешение от Москвы получено, все согласовано. Мы идем по букве закона», - отмечает Александр Гусев, руководитель экспедиции, научный сотрудник Научного центра изучения Арктики.

Руководитель экспедиции заинтересован во взаимопонимании с местным населением, как это было все предыдущие годы. Еще в 2013 году ученые получили от хранителей памятника добро на его изучение. Все эти годы археологи и зеленоярцы соседствовали мирно.

Впереди у ученых большая работа. Они вновь заручились поддержкой зеленоярцев, которые не имеют ничего против научных исследований на территории поселка. Более того, с любопытством ждут новых открытий. А 11 месяцев в году зеленоярцы, «внештатные» хранители памятника истории, будут продолжать нести свою вахту.

    выбор редакции
    вести ямал
    события недели
    вести арктики
    новости культуры
    первоисточник
    новости партнеров

    все новости













    мы в социальных сетях