USD
66.25
EUR
78.08
НЕФТЬ
79.22
+1.07%
Вести Ямал
09 июля 2018 | Елена Сафонова

Как поселяне восстали против науки. Быть или не быть археологическим раскопам на Ямале?

×

×

Предрассудки. На археологическом памятнике Зеленый Яр с наступлением стабильного тепла открылся очередной научный сезон. Впереди ожидались интересные открытия. По опыту прошлых лет известно, что каждый найденный артефакт добавляет в богатую палитру истории древнего Ямала новые эмоциональные краски и информацию о древних людях Севера. Жизнь эта была яркой, содержательной. Люди жили гораздо дольше, чем например, в Европе в это же время, даже культуру их питания сегодняшние диетологи назвали бы сбалансированной и здоровой пищей. Но абсолютно неожиданно на пути к новым открытиям возмущенно встала часть местного населения.

Назойливого гнуса в этом году на удивление мало. Работать – благодать.

Повезло, погребальный инвентарь на месте. Могилы нетронуты грабителями, как в прошлом году – тогда ровно половина стояли разорёнными. Задолго до археологов здесь орудовали неизвестные. По словам руководителя раскопок, те, кто не побоялся потревожить мир мертвых, точно знали, что нужно искать. Серебро, бронза, позолота. В этих краях в 13 веке любой металл был на вес золота.

«Это древние грабители, которые пришли незадолго после захоронения. В некоторых погребениях было заметно, что связки полностью еще не разложились. То есть случилось это примерно через 50 лет после захоронения», - предполагает Александр Гусев, руководитель экспедиции, научный сотрудник Научного центра изучения Арктики.  

Особенность памятника требует обязательного присутствия антрополога. По выводам специалиста, средний рост мужского населения был метр 60.  Женщин – 150-155 сантиметров.

«По общемировым показателям – это средний, ниже среднего для женщины рост. Они незначительно отличаются от современного коренного населения Ямала», - констатирует антрополог из Екатеринбурга Евгения Святова.

После окончания каждого сезона археологи отчитываются перед сельчанами о результатах раскопок. Однако, повод собраться в этот раз - другой.

Экспедиция едва не оказалась под угрозой срыва. 26 июня под утро двое молодых жителей села нагрянули в лагерь с требованиями прекратить раскопки и покинуть землю их предков. А следом в соцсетях появилось анонимное письмо, якобы от всех жителей поселка Зеленый Яр:

«Мы жители поселка Зеленый Яр недовольны проведением археологических работ вблизи населенного пункта и вправе сами распоряжаться наследием своих предков и сможем сохранить историческое достояние, требуем немедленного прекращения издевательства над усопшими и свернуть лагерь научной экспедиции».

Автор анонимки на общем сходе отнекиваться не стал. Им оказался молодой житель Зеленого Яра, который поддержал поступок своих земляков, нагрянувших в лагерь с ультиматумом – свернуть лагерь. Правда, сами они комментировать свои действия отказались. Как выяснилось, собрать подписи односельчан в поддержку молодому человеку так и не удалось. Для разбирательства инцидента в поселок приехал Аксарковский глава Сергей  Баранов. Анонимку получила и муниципальная администрация.

«Как мне объяснил Гавриил Валерьевич, почему письмо-то неподписанное, потому что мы с жителями собрались, но они меня не поддержали. И сейчас на сходе граждане, действительно, это подтвердили, что они все против, почему те своевольно поступили», - говорит Сергей Баранов, глава администрации муниципального образования Аксарковское.

Свой поступок автор письма Гаврил Климов объяснил следующим образом – обеспокоен осквернением могил своих предков.

«Пусть спокойно лежат себе могилы, чтоб их никто не трогал, я об этом говорю», - считает он.

К конфликту подключилась наука, главный археолог Ямала Наталья Фёдорова пояснила, насколько важны исследовательские работы и разъяснила, что захороненные здесь в 13 веке люди – не являются прямыми родственниками зеленоярцев. Анализом ДНК занимаются московский институт молекулярной генетики и университет Южной Кореи в Сеуле. Забор крови для экспертизы брали и у местных жителей, и в Салехарде, и в Шурышкарском районе.

- Эти люди ближе к северным ханты. Сказать, что они родственники поселка - они не могут. И поселок-то у вас, ребята, современный.

Проводимые же исследования поднимают на свет целый пласт истории аборигенного населения ямальского севера, поскольку само по себе никаких сведений оно не оставило. Ведь письменность у ханты и ненцев появилась гораздо позже. Изучение такого памятника позволяет реконструировать то, что другими способами сделать уже невозможно.  А это шанс узнать о своих корнях.

«Это поднимает их в своих собственных глазах, и дети их должны знать, что предки - не дикие люди, которые слаще морковки и краше чума ничего не видели. А были богатыри, были князья, они строили крепости, ходили в походы. И не дикари жили в чумах и ели сырое мясо, а что это богатая история, что они торговали со всем миром, они первые придумали северный широтный ход», - утверждает заведующая сектором археологии Научного центра изучения Арктики Наталья Фёдорова.

Научный центр изучения Арктики взялся написать книгу о питании и здоровье коренных народов севера. Археологам предложили в ней поучаствовать. Уже известно, средняя продолжительность жизни местного населения была выше чем в средневековой Европе. Зубных болезней не было, поэтому у зеленоярских мумий до сих пор «голливудская» улыбка.

Люди были достаточно здоровыми, потому что не ели ни сахара, ни муки. И даже мяса и рыбы употребляли мало. Основным рационом была растительная пища. Это удалось выяснить по химическому составу нагара на горшках.

«Химики его проанализировали и сказали, что они варили речные растения и нормальные растения, супы варили. И добавляли немного рыбы. Проанализировали много горшков – ни 1, ни два», - сказала Наталья Фёдорова.  

И все это стало известно благодаря раскопкам на Зеленом Яру. А сам факт изучения древнего захоронения – не исключение, а общемировая практика.

«Например, мы работали в монастырях, вскрывали православные захоронения с благословения церкви, поэтому я не считаю, что наша работа – какое-то кощунство, глумление над останками», - считает антрополог Евгения Святова.

Распоряжаться же судьбой памятника не могут ни сельчане, ни ученые – это культурный объект регионального значения, он под особой охраной государства. Археологи работают по открытому листу, который обязательно выдается Министерством культуры. И в отличие от черных копателей, настоящие археологи работают аккуратно.

«Мы уведомили все службы: по охране памятников, полицию, что мы официально проводим работы. Разрешение от Москвы получено, все согласовано. Мы идем по букве закона», - отмечает Александр Гусев, руководитель экспедиции, научный сотрудник Научного центра изучения Арктики.

Руководитель экспедиции заинтересован во взаимопонимании с местным населением, как это было все предыдущие годы. Еще в 2013 году ученые получили от хранителей памятника добро на его изучение. Все эти годы археологи и зеленоярцы соседствовали мирно.

Впереди у ученых большая работа. Они вновь заручились поддержкой зеленоярцев, которые не имеют ничего против научных исследований на территории поселка. Более того, с любопытством ждут новых открытий. А 11 месяцев в году зеленоярцы, «внештатные» хранители памятника истории, будут продолжать нести свою вахту.

    выбор редакции
    вести ямал
    события недели
    вести арктики
    новости культуры
    первоисточник
    новости партнеров

    все новости

    лента новостей
    Наши проекты
    Раскадровка Игоря Корнелюка

    «Ямал. Неофициальная версия»

    Помня Игоря...

    Первоисточник 2.0

    Радио России. Ямал











    мы в социальных сетях

    Первая китайская международная ярмарка импортных товаров