Главный музей Ямала учится обживать пространство вне стен
Какому из чисел улыбнется фортуна, все узнают в финале. Но они уже счастливчики. С первых дней попали в руки гуру музейного дела. Кандидат исторических наук Евгений Антропов у себя дома в Новосибирске известен как Жека Громкий. Он сумел заинтересовать людей историей города и побудить их выбираться на пешеходные экскурсии. Сам кандидат наук в образе гопника с гитарой водит туристов по закоулкам и подворотням Новосибирска. И имеет безоговорочный успех.
Для ямальских коллег подготовлен не только пакет готовых экскурсий, но и алгоритм их разработки: от идеи до пресс – релиза. Так, абсолютно любой город и поселок можно превратить в «город – музей».
«Город превращается в музей, когда здания, фасады, бордюры, площадки, среды городские разные, становятся экспонатами. Горожане становятся посетителями и зрителями музейных программ», - говорит Евгений Антропов, ученый секретарь музея Новосибирска.
Главный музей Ямала тоже учится обживать пространство вне стен. Только этим летом запустили 2 пилотных пешеходных маршрута. Один из них в заброшенный поселок геологов Полярный. Другой – по местам 501-ой стройки: до заброшенной нефтяной вышки и женского лагеря «Кинжальный мыс». Пока это были пробные вылазки.
«Многие говорят, что прошли они весь Салехард. Нужно что – то новое. А почему нет. Есть люди, которые ходят в походы. Сами по себе что – то ищут с помощью карт. Также мы с инициативной группой ребят нашли это место», - говорит Игорь Сегеда, заведующий отделом автоматизации МВК им. Шемановского.
Уже к следующему теплому сезону подготовят пакет туров под ключ. По сути музей берет на себя функции туристического оператора. И это одна из музейных тенденций сегодня, не зацикливаться на своих кладовых, а осваивать пространство вокруг. Однако, иногда выйти из стен музея, туда, куда очень хочется, можно только через виртуальный портал. Например, на Комсомольский газовый промысел. Эту закрытую территорию ТЭКа меньше чем за год посетили 900 человек. Путешествие стало возможным благодаря виртуальному туру - проект Губкинского музея освоения Севера, здесь защищает молодой специалист.
Увлечение подобными мультимедийными технологиями: аудиогиды, информационные киоски, 3D конструирование постепенно уходят из моды. Хотя иногда без них никуда. К цифре призывают относиться с уважением, но без фанатизма.
Также как в свое время был спрос на интерактивность, которой сегодня уже никого не удивишь. Зато много говорят о культуре «соучастия». Не сотрудники, а посетители предлагают блюда музейного меню. По принципу шведского стола как раз предлагает представить технологию музейного предложения эксперт из Москвы. Целевая аудитория, например, бывает покрупнее, помельче и по возрасту, и по статусу – это «рыбные блюда».
«Формы коммуникации это мясо. Без этого никуда не деться. Есть гарнир в шведском столе, можно набрать блюда без гарнира, но все – таки полноценным оно не будет. В качестве гарнира – это все драматургические приемы, сюжетные интриги, на которые мы пытаемся поймать посетителей», - говорит Софья Пантюлина.
Ну, а такая вкусная вещь как десерт, как известно, откладывается на наших бочках, а значит остается с нами. В музейном продукте - это та самая польза в виде эмоций, знаний, открытий, которые человек уносит с собой. А вообще все музеи разные. Главное найти баланс между – архитектурой и дизайном, экспонатами и технологиями, информацией и эмоциональным восприятием, наукой и развлечением. Ну, и про вишенку на торте на забыть.