С Ямала в Санкт-Петербург отправятся пять экспонатов времен Великой Отечественной войны

Андрей Силенко

Сохранить культурное наследие высоких широт через музейный блок не так давно предложили в Санкт-Петербурге на Арктической конференции. В музеях невозможно найти коллекции подлинных образцов техники, работавшей на макушке планеты, в силу значительных габаритов для вывоза, а так же сложности их реставрации, сохранения и обслуживания. Быть может, это удастся современному Арктическому музейно-выставочному центру?

Эта самоходная артиллерийская установка простояла на Ямале несколько десятков лет. Военная техника времен Великой Отечественной войны покрылась ржавчиной и заросла кустарниками. И если бы не команда новоуренгойских джиперов, путешествующих по северной земле, эта модель так бы и осталась ржаветь в арктической тундре.

«Посмотрел на наше хозяйство и сказал: ребята, давайте я вас сведу с товарищами, которые занимаются вывозом и реставрацией техники, работавшей при освоении наших арктических рубежей», - рассказал Игорь Перминов, ветеран Полярно-Уральской геологоразведочной экспедиции

Всего активистам удалось найти три артиллерийские установки этого типа. Тяжелые машины работали на молибденовых месторождениях в 60-х годах прошлого столетия. На Север их доставили с обрезанной верхней частью бронекорпуса. Установили автомобильные бортовые кузова и деревянные кабины для удобства работы. Выглядели они примерно так.

Кроме них удалось обнаружить орудие СУ-100, созданное на базе танка Т-34. Его история хранит много секретов. Возможно, он вывозил технологические пробы руды и остался на одном из месторождений со сломанным двигателем.

«По нему буквально единичные сведения. Почему он там остался. Говорят, и это более менее точно, что последний рейс он ехал по Немуру, а там кусты эти, ивняк наш, довольно мощные. А маслобак у него наверху – его пробило, он потерпел аварию и тут остался», - говорит Игорь Перминов.

Вся техника была разбросана по Полярному Уралу. Две САУ- 76 находились между Харбейским месторождением и озером Хадата, третья лежала в долине реки Сядата. Сломанное орудие СУ-100 стояло в Усть-Мраморном. Еще один экспонат – первый советский трелевочный дизельный трактор - был на станции Хорота. Вывозить все пришлось в поселок Харп. И это дело оказалось не простым. У старой техники были сломаны гусеницы, и тягачи то и дело застревали в тундре, а порой даже не выдерживали нагрузки и ломались.

Тем не менее, старую технику вывезли. Военные машины погрузили в специальные фуры и отравили в Санкт-Петербургский Арктический музейно-выставочный центр. Его специалисты займутся реставрацией. Восстанавливать придется по старым фотографиям.

«Мы из них не будем делать эти САУ, которыми их изначально делали, а будем делать так, как они были уже в переделанном виде. Как работали здесь уже с геологами», - пояснил Борис Машенькин, руководитель экспедиционного центра ГУ «Музейно-выставочного центра технического и технологического освоения Арктики» г. Санкт-Петербург.

Сделать это будет не сложно, утверждают специалисты. А вот дальнейшая судьба военной техники пока не известна. Она либо останется в музее, либо вернется на Север.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика