Духи нытырма привыкают к новому дому: в музей Шемановского попали сразу два ритуальных комплекса религиозного культа ханты
Настоящий подарок получил музей Шемановского. Сундук и чемодан с предметами религиозного культа северных абориген. Подробная экспертиза подаренных вещей еще не проводилась, но одного взгляда на содержимое было достаточно, чтобы понять, все предметы, бесспорно, представляют историко - культурную ценность. Нашей съёмочной группе самой первой удалось заснять уникальное приобретение главного музея.
«Эти духи захотели, чтобы их нашли. Иначе не пришли бы к нам в гости» - с этими словами главный хранитель открывает дряхлый чемоданчик. Теперь они будут жить здесь, в музее. Судя по количеству даров, прежний хозяин духов не обижал и на подношения не скупился: бусы, браслеты, перстни, монеты, катушка ниток, комплект игл, женские платки – все это принадлежит нытырмам.
«Это идолы – куклы вместилища духов умерших родственников и предметы, которые им приносились в дар. Приклад к этим идолам», - уточнила Ольга Соболева, главный хранитель МВК им. Шемановского.
То, что это нытырма, определили по монетам вместо личин.
Всё вместе составляет ритуальный комплекс, относящийся к религиозному культу, предположительно народа ханты. Это не клад, а предметы, которые хранились в доме одного из жителей села Пельвож. Он умер, а наследники на «добро» не нашлись.
Из сундука, обитого жестью, достаются мужской пояс с множеством металлических отливок и пуговиц. Ритуальные тарелочки из металла с иностранными надписями, клеймами и медалями от 1889 года. И какие - то не совсем понятные конструкции.
«Вот здесь узелки, которые тоже надо развязывать, смотреть, что там. Что – то там есть»
Содержимое сундука также имеет отношение к ритуалу, связанного с культом медведя, священного животного у ханты. Сам же хозяина леса представлен советскими игрушками и статуэткой, на которой остались повязки, со следами похожими на кровь.
Любопытно, что предметы языческого культа хранились рядом с православными святынями – иконами Николая Чудотворца и Божьей матери с младенцем.
На задней стенке одной из них вложен книжный лист сказки про медведя. Точно не случайно, но вот зачем – непонятно.
«И вот здесь подложка, скорее всего картон от книжной бумажки, здесь надпись учпедгиз 1949 год. К какому времени имеет отношение напечатанная икона, я даже сейчас не могу судить», - говорит Ольга Соболева, главный хранитель МВК им. Шемановского.
Иконам, как и остальному содержимому, предстоит экспертиза. Оба комплекса несомненно имеют историко-культурную ценность. Впереди работа по описанию, изучению, атрибутированию предметов. Возможно и частичной реставрации. Пельвожский подарок еще даже не принят на постоянное хранение в музейные фонды.