Кисть, краски и холст - как оружие Победы. Выставка «Палитра, опаленная войной» в музее Шемановского
Сегодня в главном музее Ямала открылась новая выставка «Палитра, опаленная войной». Она рассказывает о людях, чьим оружием в те годы стали кисти, краски, холст и бумага. Картины, написанные в военное и послевоенное время, прибыли в Салехард из Москвы.
Мотив Победы в песнях, мини-сценках, оформлении выставочного зала. Для ветеранов накрыли традиционный стол. От имени губернатора их поздравил его заместитель. Одной из приятных неожиданностей стало вокальное выступление известного российского актера Евгения Дятлова.
И именно ветераны первыми увидели новую экспозицию главного музея округа. Картины – почти их ровесники. Их писали художники, либо служившие в действующей армии, либо выезжавшие на места боев. Выставку так и назвали – «Палитра, опаленная войной».
«Кто-то воевал и умудрялся при этом писать, как художник Гельберг. Он служил на Ладоге. На дороге жизни. Обеспечивал прохождение караванов. Постоянно был под бомбежками, но в 1943 году создал картину на какой-то мешковине, на брезенте сшитом», - говорит Сергей Баранов, заведующий отделом художественного проектирования и дизайна МВК им. Шемановского.
Другой известный советский художник Петр Кривоногов давно вошел в школьные учебники. Именно по его полотнам не одно поколение российских детей изучало историю военных лет.
«Это вклад художников в Победу. Ну что может художник в годы войны сделать? Не стрелять, не совершать марш-броски. Он умеет делать то, к чему он предназначен. Писать картины. И они именно этими картинами сражались», - рассказывает Алексей Мазурин, заведующий отделом новой и новейшей истории МВК им. Шемановского.
Эти работы представлены Московским государственным центральным музеем современной истории России. Большая часть картин написана авторами в первые годы войны, когда ее исход еще не был известен. Одна из первых посетительниц выставки блокадница Галина Важенина была тогда слишком мала, чтобы понимать, что происходило с Ленинградом. Но в ее памяти сохранилось ощущение общей беды.
«И картины, что удивительно написаны в 1941-1942 году. То есть картины отражают саму жизнь военную. Они ведь еще не знали, что будет дальше. У них такие лица, такие выражения: что вот мы вам покажем», - отметила Галина Важенина, жительница блокадного Ленинграда.
Не все, что было запланировано, удалось привезти в Салехард. Некоторым крупным полотнам советской эпохи именно из-за габаритов было отказано в транспортировке. А портрет маршала Конева, например, отказались перевозить сами работники МВК – испугались за сохранность. Тем не менее, здесь представлены и большинство маршалов, и главнокомандующий Сталин. Есть в экспозиции и портрет Лаврентия Берии.
«И есть портрет Берии. То, что большая редкость, потому что в 1953 году, когда его расстреляли, было указание избавиться от всех его изображений. Каким образом он все-таки остался в музеях революции - это небольшая музейная загадка», - пояснил Сергей Баранов, заведующий отделом художественного проектирования и дизайна МВК им. Шемановского.
Между тем и сам музей имени Шемановского подготовил ко Дню Победы собственный подарок. Это несколько графических работ известного ленинградского художника Александра Харшака, который, кстати, тоже участвовал в войне.