4 тысячи оленей уперлись в железный барьер, перегородивший традиционные пути каслания на Ямале
О том, как ямальские власти планируют решать проблему, читайте на vesti-yamal.ru
Большое стадо оленей натолкнулось на неожиданное препятствие. Стальные тросы перегородили традиционные пути каслания в ЯНАО. Долгожданная реконструкция участка дороги Аксарка - Салехард стала большой сложностью для кочевников. Установленные для безопасности водителей и пассажиров барьеры не дают стадам возможности пройти к зимним пастбищам. Подробности - у Анатолия Абремского.
На Ямале в самом разгаре сезон каслания. Со стороны Белоярска, через Обь, кочевники гонят огромные стада животных по проторенному веками маршруту. Но в этом году на обновленном участке дороги Аксарка - Салехард перед оленеводами выросла неожиданная преграда.
«Вот такая ситуация: забор стоит в нашем традиционном переходе. Всю жизнь отсюда переходили, и дорожники взяли и забор поставили, а перегон сделали в другом месте, где никто не переходит», - посетовал Олег Тайшин, представитель совхоза «Байдарацкий».
Простому обывателю кажется, какая разница, где перегонять скот, но видимая опытному кочевнику зимняя дорога огибает опасные места, проходит между озерами и растительностью, мимо мест, где есть еда для северных животных. Любое изменение пути чревато неожиданными преградами, это может грозить потерей или травмированием оленей.
Олени привыкли переходить дорогу именно здесь. Сейчас погонщики насильно будут их гнать на новый оборудованный перегон. До него три километра, но это расстояние преодолеют только за два-три дня, и понадобится еще столько же, чтобы вернуться на традиционный маршрут, причем всё это в таких непростых погодных условиях.
Часть оленей может отстать. Если раньше они сами догоняли стадо по знакомому маршруту, то сейчас так уже не сделаешь. По мнению оленеводов, животные, идущие следом, сами не повернут куда надо, а упрутся в новое ограждение и перекроют движение.
«Стараются сразу ночью перевалить на этом участке, а у того, кто не ознакомлен, стадо воткнется в эту преграду. С другого перехода, с той стороны, через Обь точно такие же стада идут, могут быть столкновения. Столкновения - это неделя лишней работы для оленевода. Целую неделю он должен не спать, только работать, чтобы отделить своих оленей», - рассказал Александр Тоголя, председатель семейно-родовой общины КМНС «Едей Хамба».
Участок трассы Аксарка - Салехард в девять с половиной километров начали реконструировать три года назад. Дорогу подняли на 1,5 метра. Ограждения установили осенью для безопасности водителей и пассажиров. Но при этом оборудованный перегон, с точки зрения депутата Павла Богданова, сделали без учета мнения оленеводов.
«Отправлен запрос в АПК и получен ответ, что всё-таки переписка велась с организацией, с дорожной дирекцией, что нужно провести публичные слушания с оленеводами, чтобы обозначить эти места, но проведены они не были. Почему, мы будем уже дальше разбираться», - сообщил Павел Богданов, депутат Думы Приуральского района.
«Я считаю, что надо просто выходить с ходатайством в департамент дорожного строительства и транспорта, чтобы здесь обустроили современный переход для перегона оленей», - отметил Юрий Лаптандер, начальник отдела АПК и делам КМНС администрации Приуральского района.
Через трассу Аксарка - Салехард кочуют дважды в год: осенью и весной. Из-за ограждения оленеводам каждый раз придется делать дополнительный крюк, увеличивая путь минимум на неделю. Перестроить сложившийся веками маршрут невозможно. Ямальским властям придется найти решение, которое и обеспечит безопасность водителей, и сохранит традиционные пути каслания.
Читайте также: Рогатый вояж: ямальские олени в очередной раз стали звёздами социальных сетей